psekups писал(а):Побуждаю сына рисовать кружочки. Добиваюсь того, чтобы они были одинакового размера и одинаковой округлости. Это не калиграфия, но зато очень просто ставить задачу и контролировать исполнение. на листок помещается около 300 кружочков.
Кружочки - это тоже хорошо, для моторики точно пригодится, если есть проблемы. Но раз мы начали про каллиграфию, то есть тонкость в том, чтобы писать с разным нажимом и важен инструмент. Можно предложить рисовать их по принципу как пишется буква "о" в каллиграфических прописях, толще-тоньше.
Вот цитата из замечательной статьи "Почерк как искусство":
https://www.vinograd.su/upbringing/detail.php?id=46471 "Сам инструмент, которым пишут, оказывает существенное влияние на качество производимых букв. Пишущая часть школьной шариковой ручки — это «точка». При письме эта «точка» дает на бумаге одномерную линию, каждый момент которой можно упрощенно описать двумя математическими параметрами. Для письма русского уставного почерка, изучаемого на уроках каллиграфии, используется ширококонечное перо, которое при письме дает «ленту» различной ширины. Для описания каждого отдельного момента такого сложного следа потребуется минимум четыре математических параметра. Для простоты сравнения можно письмо шариковой ручкой назвать простым бегом, а письмо ширококонечным пером — усложненным бегом боком или спиной вперед при меняющемся угле поворота вокруг собственной оси. Кажется невероятно сложным, но именно такое упражнение выполняют мозг и руки ребенка при письме ширококонечным пером на каллиграфических занятиях. Ему приходится мыслить не в двух, а, по крайней мере, сразу в четырех направлениях, использовать свои координацию и пространственное мышление на самом высоком уровне. Такого при обычном письме шариковой ручкой не происходит.
Кроме того, конструкция шариковой ручки не предусматривает расслабление мышц пишущей руки, а, как известно из физиологии, периодическое расслабление позволяет сохранять длительную работоспособность. Для детей, начинающих писать и только формирующих свое отношение к процессу письма, этот момент чрезвычайно важен, так как оказывает значительное влияние на отношение ученика к рукописному труду в целом. Именно поэтому многие дети, испытывающие серьезные нагрузки на мышцы рук и спины при письме шариковой ручкой, стремятся расслабиться в буйном поведении на школьных переменах, а также начинают искать альтернативу письму шариковой ручкой. Очевидно, что заменить письмо шариковой ручкой в настоящее время возможно либо компьютерным набором, либо каллиграфическим письмом.
Русская каллиграфия оперирует в основном двумя видами инструментов: ширококонечным и остроконечным перьями. Письмо пером и чернилами помогает понять структуру букв и ритм письма, что невольно положительно отражается на обычном почерке. Опытные каллиграфы советуют начинать изучение искусства красивого письма с освоения одного из классических исторических каллиграфических почерков, выполняемых ширококонечным пером: буквы в нем конструктивно более понятные, ребенку легче увидеть, из каких элементов они состоят и как пишутся."