(Внизу ссылка на альбом, чтобы развернуть фотографию в полный размер щелкните на изображении)
Уже три года к ряду отпуск проводили в вело путешествиях, дабы внести разнообразие в отпускной режим, на этот раз решили прибегнуть к стихии водной. Мой друг Влад из Армавира, после нашего сплава по Кубани, приобрёл, с рук, трехместную байдарку «Таймень – 3». Вот собственно этими двумя байдарками, «Касатка -2» и «Таймень – 3» была сформирована наша эскадра. Маршрут вырисовался сам собою после изучения маршрутов в интернет пространстве. В результате нитка маршрута имела следующий рисунок. Стапель на р. Рессета (д. Кцынь), далее р. Реесета, р. Жиздра, р. Ока анти стапель г. Калуга. Конечно же немалую роль в выборе маршрута сыграл тот факт, что смогу повидаться в Калуге с давним другом Сергеем. Кроме всего прочего очень было интересно побывать в древнем городе Козельске, посетить монастырь Оптина пустынь, которые расположились на противоположных берегах р. ЖиздрА. (ударение на последнюю гласную, так же как и РессетА).
Центральная Россия, для большинства участников, была землей неведомой, наши предыдущие маршруты все больше тяготели к горной местности, что явно несправедливо. Земли центральной России овеяны глубокой древностью и богатейшей историй, природа ее невероятно живописна. Вот собственно с этой целью, расширить свой кругозор, увидеть и узнать больше о той огромной стране где мы все с вами живем, мы и отправились в путь.
Неожиданно возникла проблема подбора экипажа, даже не подбора, а просто найти желающих отправиться на две недели в байдарочных поход. Все заняты…. Что, на мой взгляд, было удивительным, ведь от участника требовалось только взять с собой личные вещи, усесться в байдарку, работать веслами и наслаждать неспешным путешествием. Мест 5, а в экипажах только 3 человека. И только в конце мая месяца экипажи были укомплектованы. Более того нам повезло что наши новые члены команды, Антон и Юра, предложили для заброски к месту стапеля воспользоваться их японским микроавтобусом. В итоге все выглядело таким образом. Стартовав вечером 2 июля из Горячего Ключа за полночь прибываем в г. Армавир, где нас ждали Влад и Катя. Утром третьего июля погрузка и держим курс на Калужскую область д. Кцынь. По пути у нас была еще одна остановка, это деревня СнижА, Курской области, где мы провели один день в гостях родственников Юры. Пятого числа к вечеру прибываем к месту стапеля на р. Рессета. Шестого числа, я Влад и Катя занимаемся сборкой байдарок и подготовкой к отплытию, а Юра с сыном Антоном отгоняют микроавтобус в г.Калугу, где он будет дожидаться нас на платной автостоянке и к вечеру на такси прибывают на место старта. Утром 7 июля отчаливаем.
Небольшое отступление по поводу цен в Калуге. Диагностика ходовой с мелким ремонтом – 150 руб! Стоянка автобуса сутки – 55 руб! Карл! 150 и 55! Я думал, что таких цен вообще не существует и они стались в районе нулевых. В наших сервисах диагностика с мелким ремонтом обошлась бы, в лучшем случае, рублей в 500-600.
Проехав более полутора тысяч километров по центральной России, при этом в стороне от федеральной трассы, так сказать по глубинке, могу высказать свое субъективное мнение о тех местах.
Деревни – ухожены и чисты, фасады домов опрятны и чисто выкрашены, новые крыши, новые изгороди. У дворов стоят вполне приличные автомобили и не по одному, и на мой взгляд один из важных показателей, что деревня жива, запах навоза.
Фермы, предприятия – Не увидел я никакого упадка или катастрофы, вернее так, видны ростки нового на том пепле, что оставили нам 90-е. Старые фермы местами отремонтированы, но все чаще встречались новые фермы, новые предприятия, построенные с ноля. Поля убраны либо еще ждут своей очереди, на полевых станах стоит новая сельхозтехника. Просто есть с чем сравнить, я сейчас о прошлогоднем путешествии по Грузии, где видел новую сельхоз технику однажды и то это была торговая площадка, а на полях пыхтели все те же убитые и каким то чудом еще поддерживаемые на ходу старые, бурого цвета, «Нивы».
Дороги – здесь не все так плохо как мне думалось и о чем много раз слышал. Во всяком случае дороги позволяли нам держать скорость порядка 90 км/ч. Есть места где видны остатки плохих дорог, но там идет грандиозная генеральная реконструкция. Это не просто новый слой асфальта поверх старых латок, а полное снятие старого полотна, обустройство траншеи, которая многослойно бутиться камнем и т.д. И это на протяжении десятков километров и вдали от федеральных трасс.
Дороги в Курской, Брянской, Калужской областях просто порадовали!
Безусловно говорим лишь о тех дорогах по которым проехали.
Но вернемся на берег р. Рессета.
Гидроним Рессета - «реса», «ряса» - мокрое место, топь. Река в месте старта не более 15 метром в ширину, вода темная из-за торфяной взвеси, поскольку начало река берет в болтах. Еще до похода читал отчеты о сплаве по нашему маршруту, но об этой проблеме ни сказано ни слова. В итоге мы держали 5 пятилитровых бутылей с питьевой водой, которые периодически пополняли в деревнях. Вода в Рессете, с точки биологии чистая, ее можно отстаивать, кипятить, придумывать походные фильтры и проч. Но местные водники делают проще и берут с собой в путешествие обычный бытовой фильтр типа «Родник-Кувшин».
Утро 7 июля было хмурым и холодным, порядка +15, с моросящим дождем. Сегодня мое дежурство. Завтрак. В сковороде разогреваю на топленом масле гречку, оставшуюся с ужина, затем расчищаю середину сковороды от гречки добавляю еще немного масла и вбиваю 5 яиц, что купили на кануне. Получилось кольцо из гречки с яичницей в середине. К этому был приготовлен кисло сладкий соус из щавеля, который в изобилии растет по берегам реки. Щавель был собран и мелко нарезан, затем пассируем щавель в небольшом количестве воды и отставляем в сторону, воду не сливаем. Лук мелко шинкуем, обжариваем на топленом масле, добавляем пару ложек муки еще немного обжариваем, вливаем отставленный щавель, солим, добавляем молотый черный перец и острый перец, далее вливаем разведенные сухие сливки, доводим до кипения и немного тушим. Готово.
В последних путешествиях решил пересмотреть политику походной кухни, где пища подается по принципу, пардон, «лишь бы рот принял, а задница разделается». Считаю, что пища поданная в хорошем экстерьере благотворно отражается не только на пищеварении и на настроении путешественников. Ингредиенты необходимо подавать отдельно, если даже это элементарные макароны с тушенкой. Макароны отвариваются отдельно, тушенка разогревается отдельно, ну и безусловно соус, который можно сделать из тех растений или ягод, что растут вокруг, надо только присмотреться.
Экипажи поделились следующим образом: Касатка – 2, я и Антон, Таймень – 3, Влад, Юра, Катя.
Перед выходом короткий инструктаж, грузим байдаки и отчаливаем, скорость течения реки порядка 2,4 км/ч. Потянулись чудесные пейзажи с березовыми и сосновыми рощицами, местами лес смешанный с присутствием дуба и липы. Ребята на тройке практически все впервые на байдарке, разве что Влад один раз сплавлялся. Сперва не все у них получалось, их байда чертыхаясь утыкалась то в один берег, то в другой, но через пару ходок экипаж стал слаживаться и к вечеру они вполне сносно гребли. Эх, места вокруг дивные, золотистые пляжи, над которыми обустроенные, такими же туристами водниками, стоянки со столами и лавочками. Места стоянок чистые, как и сама река, мусора на воде или в прибойной зоне нет совсем. Одна лишь проблема успеть стать на лучшем месте, пока вчера стояли на месте старта мимо нас прошли три группы байдарочников, примерно с десяток байдарок. Одна группа шла с детьми, вторая группа зразу видно типа нас, отдыхают, мужики гребут, а девушки вальяжно развалились на первых номерах и просто созерцают окрестности, весла в их руках, как некий реквизит, не более. Понравилась третья группа, состоящая из мужичков которым за 60. Груженые скарбом, раскладным столом, раскладными стульями они неспешно гребут, мы их позже обгоняли на стоянках. Видать давно вместе путешествуют, этакий клуб старых друзей, которые проводят вот такие совместные сплавы для души и отдыха. Конечно каждая такая встреча не обходиться без обоюдного приветствия и добрых пожеланий. Народ был изрядно удивлен узнав, что наша бодрая команда не томиться на теплых Черноморских пляжах, а выбрала для отдыха их края. Им нас не понять…
Первый день рвать не стали, надо войти в форму, на одном из поворотов чудесный песчаный пляж, на берегу обустроенная стоянка под высокими соснами. Ночуем! Ужин делает Юра, приготовив чудесный плов, Влад ставит на стол неожиданный сюрприз, бутылку сухого красного Грузинского вина, в честь первого ходового дня! О как!
Сплавной участок р. Рессета достаточно короток, поэтому здесь народ не торопится, ночуя по пару дней на красивейших полках над рекой с песчаными пляжами. У меня настроение не очень, прошел день, а съемками практически не занимался, серое небо периодически охлаждало нас непродолжительным моросящим дождем, света подходящего нет. К вечеру погода стала налаживаться, побродив вдоль берега ничего такого для съемки не нашел, может завтра утром что-то получиться снять. Антон пытается ловить рыбу, но пока все безрезультатно.
Итоги первого дня: пройдено 18 км, чистое ходовое время 3 ч., средняя скорость 6 км/ч.
Всё-таки байдарка замечательный снаряд. Не отношу себя к любителям экстремальных сплавов, а вот так неспешно сплавиться, полюбоваться природой, завсегда. И насколько такое средство передвижения как байдарка расширяет твои возможности к подобным путешествиям?! Не счесть! В России огромное количество рек для подобных сплавов, от Юга до Севера, от Востока до Запада, наверное и жизни не хватит, чтобы пройти хотя бы половину. Причем это средство для отдыха покорно всякому возрасту и детскому и когда вы, что называется, в летах. Свою байдарку несколько лет назад купил за 30 тыс. руб. сейчас она стоит в пределах 55 тыс. рублей. Влад, в этом году, с рук, купил свою тройку за 50 тыс. руб.
Утро нового дня, 8 числа, давало надежду на хорошую погоду, но солнце немного порадовав утренними лучами вскоре утонуло в серой облачной дымке. Надо отметить, что солнце радует уже в 4 утра, а ночь наступает часа в 23. Неспешные сборы и в 10 часов отчаливаем. За одну ходку дошли до деревни Хотьково, деревня или поселение образовано здесь в 1638 г. Деревня небольшая с красивым храмом, который нынче реставрируется, судя по всему много домов используются под дачи. Сначала остановились у моста, вышли на берег, окраина трассы для мотокросса, с трибунами, деревня показалась далеко, решили пройти дальше и зачалились только на окраине деревни, поскольку обрывистый берег не давал возможности удобно пристать к берегу. Отсюда центр деревни, а соответственно и магазин оказался в два раза дальше чем от моста, пришлось идти не меньше 2 км. Дома, те что не заброшены, стоят опрятные с цветниками и ухоженными газонами. Удивили куски пластиковых труб диаметром 90-100 мм, привязанные к забору или калитке. Все шли и гадали, для чего? Мое предположение заключалось в том, что это тубусы для почты, но и меня одолевали сомнения, к чему такая экономия, когда почтовый ящик стоит недорого. Как оказалось, версия была верной, эти трубы именно для почты.
Пополнив запасы поды в Святом источнике в центре деревни у храма, пообедав на окраине, где мы зачалились, продолжили путь. С погодой не везет, все такое же серое небо, снимаю по больше части технические кадры, чтобы хоть что-то было. После обеда за ходку прошли 8 км, на следующей ходке смотрю навигатор, до устья Рессеты и Жиздры около двух км. На реке стали попадаться «заколы», это рыбацкие сооружения строящиеся поперек русла реки, в центре конструкции остается свободный проход, поскольку боковины запружены ветками, соответственно рыба, идущая вверх на нерест, устремляется в этот проход, рыбак стоит над проходом с конструкцией типа «паук», периодически опускает его и соответственно поднимает, вылавливая проходящую рыбу. Как все же быстро Рессета закончилась, жалко ее покидать так и не остановившись в красивом месте, и тут по правому борту роскошная полка с сосновой рощей, даю команду чалиться, ночуем! Пусть прошли мало, важен не только километраж, но и эмоции. Километраж забудется, а впечатления от места останутся, может повезет со съемкой.
Итоги дня: пройдено 15 км, ср.скорость движения 7,2 км/ч, чистое время движения 2,03 ч., макс.скорость 12,6 км/ч.
Альбом:
https://goo.gl/photos/3Xqu1tTfb3zN9HnL6Продолжение следует...