Что было на месте Горячего Ключа?

Происшествия, события и проблемы Горячего Ключа

Re: Что было на месте Горячего Ключа?

Сообщение Наталья 19 » Ср авг 08, 2018 16:33 pm

psekups, прочитайте, что пишут на сайте Кубань 24.
Хранящее в названии имя древнего грека село Фанагорийское стоит совсем не там, где мог жить легендарный Фанагор, да и вообще было основано, как казачья станица, но казачьим так и не стало.

Вячеслав Вячеслав Смеюха
20 июля 2017

Название этого небольшого – 200 домов и около 500 жителей – населенного пункта у большинства ассоциируется с Таманью, залитыми солнцем виноградниками и вином. Эта ассоциация ошибочна, но неистребима. С ошибками так бывает часто.

Село Фанагорийское географически не имеет никакого отношения к Тамани, а экономически – к виноделию. Находится оно в 30 км от города Горячий Ключ (напрямую – в 15 км, но через горы прямых дорог не бывает). Там, где речка Чепси (перевод с адыгейского звучит, как «холодная вода») впадает в Псекупс («река черноклёна») – среди лесов, а не виноградников. Казалось бы – причем тут Тамань? Связи не видно, а она есть.

Топоним «Фанагория» появился на территории Кубани в шестом веке до нашей эры и именно на Тамани. Так называлась древнегреческая колония, основанная бежавшим от персов лонеянином или теосцем Фанагором. Есть версия, что Фанагор был не основателем города, а назначенным управляющим новой колонией. Сейчас этого уже не узнать, но известно, что Фанагория более тысячи лет была крупнейшим поселением на Тамани, периодически делила с Пантикапеем статус столицы Боспорского царства, возрождалась после гуннского разорения, служила ставкой хана Великой Болгарии, принимала у себя беглого императора Византии Юстиниана II. Менялись государства и соседние народы, но жизнь в колонии кипела, пока поднявшееся море не залило большую часть города. Но название осталось.

Название «Фанагория» перешло к одному из островов в дельте реки Кубани. Сейчас этого острова уже нет – он соединился с Таманским полуостровом, рельеф которого неоднократно менялся из-за вулканической активности и человеческой деятельности.

Именно от острова Фанагории (кстати, упоминаемого Екатериной Второй в том самом документе, которым кубанские земли были пожалованы черноморским казакам) свое название получил один из полков русской армии – Фанагорийский гренадерский, воевавший на Кубани под рукой Александра Суворова. И уже в честь этого полка, а вовсе не древнего грека или античного города, была названа станица Фанагорийская.

Основали ее в горячеключевских предгорьях в 1864 году. В ту пору после окончания Кавказской войны Российская империя активно обживала Закубанье. Новые земли были пожалованы казакам, а казаки… жить там не захотели.

Препятствием стал традиционный уклад станичников. Казаки – землепашцы и хлеборобы — не понимали, как вести привычное хозяйство в лесистых предгорьях. Сводить леса ради пашни и после тяжких трудов получить на косогорах небольшие поля с тощими почвами? Зачем, если в дне пути раскинулись бескрайние тучные степные черноземы?

Казаки не желали отказываться от хлебопашества и жить в лесу. Станица не состоялась. В 1881 году она была упразднена и реорганизована в село, в котором стали селиться преимущественно греки и армяне, знавшие, как вести хозяйство в подобном ландшафте.

Сегодня немногочисленное население Фанагорийского в основном живет натуральным хозяйством и… туризмом. Расположенная поблизости Фанагорийская пещера (с 1977 года считается памятником природы) обеспечивает не очень большой, зато почти круглогодичный поток туристов. Едут сюда и организованные группы школьников или офисных сотрудников, и «дикари – рюкзачники». Туристы заказывают экскурсии и прогулки. Делают кассу окрестным базам отдыха и общепиту. Обеспечивают сбыт местных продуктов – меда, сыра, грибов, орехов, сухофруктов, лесных трав. Наполняют движением и – что важно – деньгами тихую жизнь маленького лесного угла, правду о котором затмили легенды о таманском Фанагоре – воине, виноделе и чернобородом лекаре, 2500 лет назад приплывшем на Кубань из Эллады.

И уже не разобраться, что из рассказываемого о Фанагоре действительно пришло из глубины веков, а что придумано и растиражировано маркетологами расположенного на землях бывшего таманского острова Фанагория крупного винодельческого хозяйства.

Впрочем, легенды всегда ярче правды. Не так ли?
http://kuban24.tv/item/tysyacheletnyaya ... iya-179152
Аватара пользователя
Наталья 19
 
Сообщения: 5313
Зарегистрирован: Чт апр 11, 2013 14:42 pm
Откуда: Местная

Re: Что было на месте Горячего Ключа?

Сообщение psekups » Ср авг 08, 2018 18:36 pm

спасибо - эту версию я знаю. Вот только даты забыл. осталось найти свидетельства того, что в 1881г было переведено из разряда станиц в село и понижено рангом - то есть включено в Безымнную волость.

вот здесь https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0 ... 0%BE%D0%B5 указано, что основано не позже 1881г

А, казаки уходили не только из одного - конкретного населенного пункта. Это была повсеместная практика - согласно "Щербина. Хозяйственно-экономический быт казачьих поселений по бассейнам рек: Пшехи, Пшиша и Псекупса, в Закубанском уезде Кубанской области."

В этой же книжке ни Безымянное, ни Фанагорийское даже не упоминается.

И, еще боле странно то, что казаки получали жалование от казны. Фанагорийское находилось в волости и народу там было достаточно, чтобы взымать мзду в казну казачьего войска. Охранные вышки были. И, оказывается не усидели.
Аватара пользователя
psekups
 
Сообщения: 8175
Зарегистрирован: Сб авг 21, 2010 15:49 pm
Откуда: живу в ГК с 2007г

Re: Что было на месте Горячего Ключа?

Сообщение psekups » Ср авг 08, 2018 19:16 pm

согласно "Щербина. Хозяйственно-экономический быт казачьих поселений по бассейнам рек: Пшехи, Пшиша и Псекупса, в Закубанском уезде Кубанской области."

в части станиц 40% населения занималось лесной промышленностью, а засевом пшеницы и картофеля занималось в качестве подсобного хозяйсва (стр 25). О садах пока ничего не прочитал. про животноводство тоже ничего не сказано.

При этом, скажем В Кутаисской много людей занималось отхожими промыслами - то есть уезжало из станицы, поскольку, ни возделывание земли, ни лесная промышленность не обеспечиали потребности хозяйства (стр 26).


В начале главы сказано, что царское правительство пресляло горцев в степь, надеясь на то, что они престанут разбойничать. По их мнению, скотоводство побуждало их заниматься разбоем.

еще сказано, что местность покинуло 400 тыс горцев. Это на сколько я понимаю, больше того, что сейчас живет в наших краях. чем они питались? сколько баранов нужно на одну семью, чтобы она нормально жила? а, сколько баран должен иметь выпаса в десятинах?
Аватара пользователя
psekups
 
Сообщения: 8175
Зарегистрирован: Сб авг 21, 2010 15:49 pm
Откуда: живу в ГК с 2007г

Re: Что было на месте Горячего Ключа?

Сообщение Наталья 19 » Ср авг 08, 2018 20:33 pm

psekups писал(а):осталось найти свидетельства того, что в 1881г было переведено из разряда станиц в село и понижено рангом - то есть включено в Безымнную волость


Я нашла вот это:

Вот выдержки из диссертации Самовтора С.В. "Отражение процессов казачьей колонизации в топонимии Кубани (конец XVIII - начало XX вв.), 2008г.":
"По именному повелению от 3 ноября 1864 года, объявленному в приказе военного министра, "О водворении в Кубанской области 54-х новых станиц и формировании из них двух новых конных казачьих полков и одного берегового пешего батальона", в Кубанском казачьем войске были сформированы 2 новых конных полка, № 27 и Псекупский... В состав Псекупского конного полка (штаб полка в станице Ключевой) вошли станицы: ... Фанагорийская, ...
Станицы Псекупского конного полка, поселенные в 1864 году: ... Фанагорийская, 180 семейств ("на правой стороне р. Псекупса при устье р. Хантыж")...
Высочайшим повелением от 10 июня 1869 года станицы Фанагорийская и Хребтовая Псекупского конного полка были упразднены, "из числа 125-ти семейств первой и 57-ми семейств второй станицы, ныне же переселить 99 семейств в другие станицы Псекупского конного полка, а остальные затем 83 семейства расселить в те полки Кубанского войска, где, по местным соображениям, это будет признано наиболее удобным, но с тем, чтобы все это переселение было произведено без всяких со стороны казны и войска пособий".


Полный текст диссертации пока не нашла, а эту цитату взяла тут:
https://pvd-yug.livejournal.com/206866.html
По этой ссылке тоже много интересного.

Вот ещё нашла информацию:

... Если проблема, связанная с нападениями горцев на казачьи станицы, была фактически к концу войны устранена, то особенности среды обитания и проблема снабжения, оказались ключевыми в процессе колонизации Закубанья. Вопреки устоявшемуся мнению среди национальных историков о том, что русское правительство отобрало у горцев в процессе колонизации лучшие земли, не соответствует в полной мере действительности. В станицах, расположенных с южной стороны Кавказского хребта, хлебопашеством можно было заниматься только в низменных местах, преимущественно в ущельях горных рек. Однако разливы этих рек весной могли полностью уничтожить будущий урожай. К примеру, жители станицы Фанагорийской регулярно весной и осенью сеяли хлеб в течение трех лет 1864-1867 гг., из этих посевов они получили только пятую часть высеянного ими зерна. Суровые условия обитания становились проблемой для развития животноводства. На момент заселения в 1864 г. жители станицы Фанагорийской имели достаточное количество скота, которое за пять лет жизни в горах уменьшилось более чем в пять с половиной раз. Еще в более тяжелом положении оказались жители, расселенные за нагорной полосой на самом южном склоне Кавказского хребта. Станицы, расположенные у самого морского берега, первоначально имели только морское сообщение с краем. Проблема бездорожья порождала проблему снабжения, жизнь в этих станицах поддерживалась за счет казенного провианта[34]. Не менее тяжелая ситуация была в нагорных станицах, которые располагались на северном склоне Кавказского хребта. По свидетельству П. П. Короленко «такие станицы представляли собой своего рода тюрьмы; горные кряжи подступали к самой станице и солнце показывалось из-за них только на несколько часов в день»[35]. В таких станицах была высокая смертность, которая открыла еще одну проблему, содержания вдов и сирот.

По окончанию Кавказской войны в новые станицы для осмотра был командирован генерал-лейтенант П. Д. Бабич. После чего он представил Наказному атаману Кубанского казачьего войска графу Сумарокову-Эльстону доклад об устройстве усадеб и бедственном положении переселенцев. Вслед за этим была создана Комиссия под председательством генерала Геймана, которая пришла к выводу о необходимости упразднения отдельных станиц по топографическим и климатическим условиям[36]. По мнению П. П. Короленко, причины тормозившие обустройство переселенцев были болезни и бессилие. Домовитый по своей природе черноморец столкнулся с убийственным климатом, а потому прав был черноморский казак, заявивший великому князю Михаилу Николаевичу, во время его проезда по Черноморскому побережью, «что для поселения людей выбрано место не преподобное»[37].

Подводя итоги нужно отметить, что в ходе масштабной колонизации за период 1861-1865 гг. было основано более 100 станиц, заселенных казаками всех казачьих войск, и в первую очередь бывшего Черноморского и Кавказского казачьего войска. А также солдатами, крестьянами, — выходцами из различных губерний России (в том числе малороссийские казаки и крестьяне Полтавской, Воронежской, Харьковской и Черниговской губерний), зачисленных в казачье сословие. Причем командование старалось по возможности селить черноморских и азовских казаков вперемешку с русским казачьим элементом, хотя казаки хотели селиться с учетом этнокультурных особенностей. Однако власти преследовали иную цель — скорейшей этнокультурной ассимиляции, чтобы не допустить каких-либо сепаратистских выступлений, опасаясь видимо повторения событий мая 1861 года, когда был сорван план генерала Н. И. Евдокимова по переселению части казаков в горы. Ежегодно на передовых линиях возводилось более 10 станиц, управление которыми учреждалось по типу бывшего Кавказского линейного войска. В свою очередь из этих станиц создавались полки и бригады с полковым управлением и территорией.
Литература

33. Короленко П. П. Переселение казаков за Кубань... С. 394

34. Там же. С. 395-397.

35. Там же. С. 402.

36. Там же. С. 389.

37. Там же. С. 397-398.
Аватара пользователя
Наталья 19
 
Сообщения: 5313
Зарегистрирован: Чт апр 11, 2013 14:42 pm
Откуда: Местная

Re: Что было на месте Горячего Ключа?

Сообщение psekups » Ср авг 08, 2018 21:54 pm

Источник http://kubangenealogy.ucoz.ru/forum/10-334-8


Ф.330, оп.6, д. 96. "О рассылке из типографии ЕИВ книг, законов и уставов"

....Стр.84 Приказ Военного министра 3.11.1864 №328 "Об утверждении полков №27 и Псекупского с особыми Управлениями и Шапсугского берегового пешего батальона".

- 27-й полк, штаб в ст.Хадыженской. Станицы: Тубинская, Кушинская, Перевальная, Гунайская, Гойтхская, Елисаветпольская, Навагинская, Куринская, Хадыженская, Нефтяная, Кабардинская, Линейская, Гурийская, Абхазская, Имеретинская, Пчасская, Черноморская, Кутаисская, Оренбургская.

- Псекупский полк, штаб в ст.Ключевой. Станицы: Ключевая, Пятигорская, Хребтовая, Фанагорийская, Владикавказская, Псекупская, Бакинская, Чибийская, Сукская, Ново-Дмитриевская, Афипская, Сабер-Оашская, Ставропольская, Тхамашинская, Шабанская.

- Шапсугский баталион, штаб в Джубской. Станицы: Адербийская, Геленджикская, Пшадская, Береговая, Вуланская, Дефанская, Джубская, Новомихайловская , Ольгинская, Небугская, Вельяминовская, Георгиевская, Чилипская.



Но, по списку не говорится, что люди прибыли из Фанагории, как в Хребтовую из Хребта. Псекупскую из псекупса. Афипскую из Афипса. Хадыженскую из Хадыжей. Геленджик из геленждей. Станицы названы по существующим местам.

Как например, Псекупская, которая потом была переименована в Саратовскую.
Сначала появилась Пчасская станица, а потом ее переименовали в Суздальскую.

И названия совсем не говорят о том, от куда пришли люди - просто нужно было как то назвать, и если место было пустое, я так понимаю, то принималось волевое решение, я просто не представляю, как чиновникам доходила информация о том, от куда прибыли люди.

На очереди вопрос, почему считается, что станицы назывались по тому, от куда появлялись поселенцы.




Но, хотя бы частично прояснилась ситуация. Станица была, а потом исчезла.
Аватара пользователя
psekups
 
Сообщения: 8175
Зарегистрирован: Сб авг 21, 2010 15:49 pm
Откуда: живу в ГК с 2007г

Re: Что было на месте Горячего Ключа?

Сообщение Наталья 19 » Ср авг 08, 2018 22:44 pm

psekups писал(а):На очереди вопрос, почему считается, что станицы назывались по тому, от куда появлялись поселенцы.


Да, нет же! Станицы в основном получили свое название по полкам, воевавшим на Кавказе. Вот же я приводила цитату:

... свое название получил один из полков русской армии – Фанагорийский гренадерский, воевавший на Кубани под рукой Александра Суворова. И уже в честь этого полка, а вовсе не древнего грека или античного города, была названа станица Фанагорийская.

Станица Бакинская названа не из-за того, что жители выходцы из г. Баку, а по 153-му пехотному Бакинскому Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Михайловича полку, вероятно, что казаки станицы в нем служили.
Аватара пользователя
Наталья 19
 
Сообщения: 5313
Зарегистрирован: Чт апр 11, 2013 14:42 pm
Откуда: Местная

Re: Что было на месте Горячего Ключа?

Сообщение psekups » Чт авг 09, 2018 7:18 am

Проверил списки полков https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0 ... 0%B8%D0%B8

действительно, были: Кабардинский, Абхазский, Имеретинский, Черноморский, Кутаисский, Оренбургский, Пятигорский, Фанагорийский, Владикавказский, Бакинский и так далее полки. В том числе есть и Суздальский полк.

Версия, что Фанагорийская произошла от Фанагорийского полка, сейчас считаю более состоятельной, чем наоборот - Фанагорийская произошла от г. Фонарь - больше совпадений

Большое спасибо за информационную поддержку. Признаю свою неправоту по поводу происхождения Фанагорийского
Аватара пользователя
psekups
 
Сообщения: 8175
Зарегистрирован: Сб авг 21, 2010 15:49 pm
Откуда: живу в ГК с 2007г

Re: Что было на месте Горячего Ключа?

Сообщение psekups » Пн авг 13, 2018 9:45 am

Узнал, что на месте минеральной поляны было немецкое кладбище.
Аватара пользователя
psekups
 
Сообщения: 8175
Зарегистрирован: Сб авг 21, 2010 15:49 pm
Откуда: живу в ГК с 2007г

Re: Что было на месте Горячего Ключа?

Сообщение Alexandr » Пн авг 13, 2018 18:42 pm

psekups писал(а):Узнал, что на месте минеральной поляны было немецкое кладбище.

На главной аллее, скорее всего:
ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ. ФОТО ИЗ АЛЬБОМА НЕМЕЦКОГО СОЛДАТА. 1942 ГОД.
http://www.myekaterinodar.ru/gorkluch/c ... a-1942-god
Alexandr
 
Сообщения: 1435
Зарегистрирован: Чт янв 28, 2010 8:09 am
Откуда: Горячий Ключ

Re: Что было на месте Горячего Ключа?

Сообщение Мария Н. » Ср авг 15, 2018 11:36 am

Сергей ,П.И. спрашивает, что же ты не звонишь, не подъезжаешь поговорить.
Мария Н.
 
Сообщения: 954
Зарегистрирован: Чт май 12, 2011 20:37 pm
Откуда: Москва-Горячий Ключ

Re: Что было на месте Горячего Ключа?

Сообщение Алeксандр » Ср авг 15, 2018 15:37 pm

psekups писал(а):Узнал, что на месте минеральной поляны было немецкое кладбище.

т.е. Минералку пьют с костей?!
Алeксандр
 
Сообщения: 1881
Зарегистрирован: Пт дек 28, 2012 11:19 am

Re: Что было на месте Горячего Ключа?

Сообщение psekups » Ср авг 15, 2018 21:02 pm

Была у меня сегодня встреча с одним старожилом 1930г. Отец его 1902г. Не из казаков, из батраков. Записи обработаю и выложу. Был пастухом, потом служил в армии, потом строителем.

Спасибо Марии-Н за организацию встречи.
Аватара пользователя
psekups
 
Сообщения: 8175
Зарегистрирован: Сб авг 21, 2010 15:49 pm
Откуда: живу в ГК с 2007г

Re: Что было на месте Горячего Ключа?

Сообщение psekups » Ср авг 15, 2018 22:22 pm

Об этом озере (район Октябрьского) я слышал, что его делали нефтяники - туда набирали нефть. Сейчас это озеро.

44.545302, 39.214410 - найти на карте место очень просто - скопировать в поле поиска Яндекса
Аватара пользователя
psekups
 
Сообщения: 8175
Зарегистрирован: Сб авг 21, 2010 15:49 pm
Откуда: живу в ГК с 2007г

Re: Что было на месте Горячего Ключа?

Сообщение psekups » Чт авг 16, 2018 8:48 am

Нашел информацию, когда посажен был тополь рядом с баней. Предлагаю, погадать, сколько ему примерно лет- 40, 60, 80, 100, больше 100?
Аватара пользователя
psekups
 
Сообщения: 8175
Зарегистрирован: Сб авг 21, 2010 15:49 pm
Откуда: живу в ГК с 2007г

Re: Что было на месте Горячего Ключа?

Сообщение Алeксандр » Чт авг 16, 2018 10:37 am

psekups писал(а):Нашел информацию, когда посажен был тополь рядом с баней. Предлагаю, погадать, сколько ему примерно лет- 40, 60, 80, 100, больше 100?

60
Алeксандр
 
Сообщения: 1881
Зарегистрирован: Пт дек 28, 2012 11:19 am


Пред.След.

Вернуться в О Горячем Ключе

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4