Места религиозного паломничества
Паломничество на Руси с древнейших времен было делом богоугодным и святым. Его совершали на престольные праздники к святым мощам, чудотворным иконам, к святым и целебным источникам, в монастыри.
Источник Преподобного Феодосия Кавказского
Наибольшей популярностью пользуется маршрут к святому источнику Преподобного Феодосия Кавказского. Он находится у пос. Горного Крымского района в живописном ущелье. Это место замечательно тем, что в нем святому Феодосию являлась Пре святая Богородица. Этот источник появился после его молитв. Только в ущелье растет плетущийся барвинок. Рядом с источником ныне стоит часовня и проходит тропа, но которой ходил святой старец, у тропы стоит камень, где молился Феодосии.
Иеромонах Феодосии (в миру Федор Федорович Кашин) родился в 1841 г. в Пермской губернии в бедной крестьянской семье. При рождении Федора повивальная бабка приняла его в «рубашке». В юном возрасте Федор покинул свой дом и с группой паломников отправился на Святую Афонскую землю. Там мальчик рос, обучался грамоте, нес монастырские послушания. Его благочестие и добродетели стали предметом зависти и ревности монастырской братии. Мальчика часто били, издевались над ним, но он смиренно терпел все унижения.
В 14 лет Федор впервые исцелил больную жену русского генерала. Несколько раз Пресвятая Богородица и Архангел Михаил спасали его от неминуемой гибели. После принятия пострига с именем Феодосия спустя некоторое время его рукоположили в иеромонаха, Озлобленная братия обвинила Феодосия в греховной связи с женщиной. По ложному обвинению иеромонах находился под стражей в Константинополе, затем пять лет он нес послушание на подворье русского странноприимного дома, принимая и леча нищих и больных.
Затем Феодосии совершил паломничество на Святую землю, в Иерусалим. Здесь он прослужил не один десяток лет. Именно здесь он духовно окреп, молясь за свой народ, свою церковь и свою Родину. Впоследствии иеромонах в народе стал зваться «старцем Феодосием Иерусалимским». В конце XIX в. отец Феодосии возвращается в Афон. Но не надолго. В 1907 г. он снова удаляется в Иерусалим. Вскоре сюда приезжает отставной генерал, который настоятельно просит его переехать в Россию. После некоторых хлопот Феодосии переезжает в имение генерала в ст. Платнировской. Через год он переселяется в темное ущелье, что возле пос. Горный. Здесь он основал пустынку, где вместе с ним проживали несколько монахинь из близлежащего монастыря, а также две девочки подростка. Они, 30 лет находясь рядом с батюшкой, составили после его кончины рукописи о его удивительном житии. В окрестностях Крымска молва о необыкновенном старце распространилась очень быстро. К нему стали приходить за благословением и советом, поскольку он обладал даром духовного прозрения.
Молитвами отца Феодосия забил источник ключевой воды, имеющей свойство исцелять страждущих. В 1927 г. батюшка был арестован и увезен в Новороссийск. После ссылки, освободившись, отец Феодосии переехал в г. Минеральные Воды, где до последних дней своей жизни творил людям добро. Умер он в 107 лет.
Рядом со святым источником Феодосия Кавказского в районе пос. Неберджай расположены источники Божьей Матери, Николая Угодника и Иоанна Крестителя. Все три источника целебны, имеют в своем составе катионы серебра. Самой большой целебной силой обладает источник Иоанна Крестителя (пришедшего ранее Иисуса Христа и предсказавшего приход мессии). Он крестил Иисуса, и, выйдя из воды и крестившись, «отверзлись ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на него». Он совершил много чудесных дел и смертью своей (ему была отрублена голова) погубил своих губителей.
Источник Николая Угодника назван в честь Святителя Николая, который родился в III в. в городе Патары, что на юге Малой Азии. Имел он дар являться людям «яко по воздуху» для избавления их от смертельной опасности. Так он помогал терпящим бедствие на водах путникам. После своей кончины Святитель сотворил много чудес. Заступник во всех бедах, он по могал и по великому милосердию своему и малое моление приносящим подавал им «великих недугов исцеление». Мощи святого, прославившегося источением целебного мира, покоятся ныне в итальянском городе Бари.
Храм, поставленный возле источника Иоанна Крестителя, расписан прекрасными фресками с изображением православных святых, в честь которых названы источники. Фрески писали греческие художники. Из многих районов края и регионов России приезжают сюда люди, чтобы соприкоснуться с таинством лечения водами святых источников Неберджая.
Недалеко от ст. Куринской за Хадыженском находится святой источник Илии Пророка. С его появлением связано чудо ис целения неизлечимого больного. Летом на праздник Илии Про рока к источнику съезжаются тысячи паломников. В течение ночи беспрерывно идет служба и читают молитвы. В другое время экс курсия рассчитана на один день. В дороге рассказывают о житии Илии Пророка и других святых, о святых источниках.
У ст. Некрасовской за Усть-Лабинском на поверхность вы ходит святой источник Параскевы Пятницы. Святая велико мученица Параскева Пятница является одной из наиболее по читаемых святых на Руси, ей молились от засухи и наводнения, она помогала при различных заболеваниях, женщины просили ее о семейном счастье, а девушки — хороших жени хов. К ней обращались с просьбами о хорошем урожае, о со хранности домашних животных.
В пос. Дивноморском, что под Геленджиком, известно подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. От духовного центра Рос сийско-Свято-Троицкой Сергиевой Лавры из Сергиева Посада в 1977 г. была привезена икона преподобного Сергия игумена Радонежского Чудотворца с частичкой его нетленных мощей. Сейчас она находится в храме на Подворье Лавры, и теплится там лампада, возносится молитва о спасении России, о здравии живущих и об упокоении душ усопших православных христиан.
Об истории монастырей на Руси и о монашестве на Кубани, об иноческих обетах и уставах монастырских, об основах Православия и сонме российских святых, о вечных истинах Закона Божьего, об общих человеческих проблемах и нравственных ценностях, о том, как устоять, спастись в современном мире пойдет разговор во время этой поездки.
Гостям Кубани будет интересно посещение Свято-Екатерининского кафедрального Собора, в котором находится чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери. Святая икона про должает украшаться драгоценностями и крестиками в знак благодарности за полученную милость по молитвам, возносимым перед этим святым образом. В этом Соборе в недавно созданном мощевике хранятся частицы святых мощей святой великомученицы Екатерины, покровительницы всего Кубанского края, святого апостола Иакова — брата Господня по плоти, святой великомученицы Варвары и других Угодников Божиих.
Одной из казачьих реликвий и святыней является Таманская Свято-Покровская церковь, которая была заложена во имя По крова Пресвятой Богородицы и колокола которой, согласно легенде, были вылиты из старых, побывавших в боях пушек запорожцев-сечевиков в память о проматери кубанских казаков — Запорожской Сечи. Рядом с церковью установлен памятник в ознаменование 100-летия высадки на берегу Тамани первых запорожских переселенцев (25 августа 1792 г.) и 100-летия со времени основания ими церкви Покрова Святой Богородицы.
В годы жизни атамана А. Головатого в Тамани церковь с одним куполом была покрыта белой жестью и перестроена. Вокруг нее воздвигли каменную ограду и посадили сад. Во время Крымской войны Свято-Покровская церковь пострадала, но вскоре была восстановлена местными казаками. Церковь является старейшей на Кубани.
В ст. Калининской находится церковь, каких не осталось во всей Кубанской епархии — Богоявленский храм. Это единственный оставшийся в нашем крае памятник отечественного деревянного зодчества. Тень от блестящих куполов храма утром до ходит до берегов Понуры.
В 1994 г. ст. Калининской (бывшей Поповической), как и храму исполнилось 200 лет. Настоятель храма — отец Георгий. Церковь привезли в эти места на подводах в разобранном виде запорожцы. Молитвами божьими осветили место, чтобы ника кие природные и жизненные стихии не навредили и не разрушили храм. Бог, видимо, услышал молитвы казаков, поэтому обхо дит беда стороной эту церковь.
Мария-Магдалиновская пустынь — первый православный жен ский монастырь на Кубани. Был основан в 1849 г. по ходатайству наказного атамана Г.А. Рашпиля. Свое название монастырь получил в честь великой августейшей супруги наследника престола Марии, а также в честь святой равноапостольской Марии Магдалины. Расположен был в излучине р. Кирпили между станицами Роговской и Тимашевской. К началу XX в. Мария-Магдалиновская пустынь из маленькой превратилась в третьеклассный монастырь. К этому времени пустынь владела 840 десятинами земли, в 14 каменных и саманных корпусах монастыря проживало около 600 человек. Имелись свой кирпичный завод, две торговые лавки, ветряная мельница и два странно приемных дома, отделение Кубанского женского исправительного приюта, церковно-приходское училище для детей казаков. Революция 1917 г. повернула время вспять. Пустынь была ликвидирована и переда на с конфискованным имуществом местной коммуне.
И только 4 августа 1995 г. был отслужен молебен в честь воз рождения Мария-Магдалиновской пустыни, освящено место. Настоятельница монастыря — старшая игуменья Севастиана (в миру М. Лебедева). Нынешний монастырь находится в ст. Рогов ской, в 7 км от бывшей обители. Его площадь — 3 га. Небольшой летний храм в честь Марии Магдалины в 1997 г. освятил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. Послушницами монастыря являются и бывшая ткачиха, и работница культуры, и штукатур, и выпускница школы. Устав строг. Принимают в пус тынь тех, кто способен переносить тяготы монашеской жизни.
Добираться до Роговской через Тимашевск, а дальше 15 км по трассе в сторону г. Приморско-Ахтарска.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы — расположен в ст. Воронежской Усть-Лабинского района. Говорят, что даже похожего такого в крае нет. В годы гонений на церковь хотели храм взорвать, но местные жители сберегли хитростью. В залы завезли зерно. Когда взрывники потребовали убрать его, председатель колхоза категорически заявил, что другого помещения нет, а если взрывать, то с зерном. За порчу хлеба карали сурово, и так они уехали ни с чем. 21 сентября 2003 г. храм отмечает свое 90-летие. Строил его какой-то немецкий архитектор. Храм закрыли в 1962 г. якобы от трещины, образовавшейся после землетрясения. В 90-х годах церковь восстановили.
Большой популярностью у паломников пользуется маршрут к Свято-Михайловскому Афонскому монастырю (бывшая т/б «Роман тики»), что в 195 км от Краснодара в предгорной части Адыгея. Часть зданий государство в 2000 г. передало в ведение Русской Православной церкви. Оставшаяся часть строений будет передана после завершения строительства рядом новой т/б «Романтики».
В 1878 г. состоялось открытие обители. Но только в 1883 г. Священный Синод присвоил монастырю официальное название — Михайло-Афонская Закубанская общежитейская пус тынь. Настоятелем его стал архимандрит Мартирий, благодаря которому и была открыта пустынь. Михайловским стал называться в честь святого архистратига Михаила, вождя небесных сил, имя которого носил его Высочество Великий князь Михаил. Что касается слова «Афон» в названии монастыря, то пустынь была устроена по образу и подобию христианских святилищ на греческой горе Афон. Отец Мартирий не только полностью скопировал устройство храмов и келий, но и внес во всю жизнь святой дух Афона. Теперь в России он остался единственным и возвышается над всеми другими монастырями. Теперь есть в Закубанской пустыни и братья, и послушники, и трудники, и паломники. В наиболее почитаемые церковные праздники приезжают в монастырь не только верующие из Ады геи и Краснодарского края, но и из Ростовской области, Ставропольского края и других регионов. До революции сюда при езжали до 5 000 паломников. И нынче началось движение к возрождению Афонской святыни. Продолжительность экскурсии из Краснодара и обратно — 12—13 часов.
В конце краткого обзора мест православного паломничества, что расположены невдалеке от краевого центра, несколько слов скажем о главном Святителе земли кубанской, митрополите Екатеринодарском и Кубанском Исидоре. Он внес значительный вклад на благо развития православия на Кубани во имя укрепления веры, мира и согласия, благочестия и патриотизма. Архипастырь пронес через всю свою жизнь завет апостола Павла: «Духа не угашайте, духом пламенейте, Господу служите». Исидор сам прошел путь священства, будучи примерным учеником святых апостолов, и, став святителем, тоже поступает согласно преподанным наставлениям и правилам. Вот уже 16 лет возглавляет он Екатеринодарскую епархию. Ныне восстали из пепла алтари Господни, восстановлены многие святыни православной Кубани. В лоно Русской Православной церкви входят все новые и новые члены. В Екатеринодарской и Кубанской епархиях уже пять святых обителей — Свято-Духов мужской в Тимашевске (намест ник — архимандрит Георгий, выше описанный), Мария-Магдалиновский женский, Свято-Успенский женский в г. Кореновске (настоятель и духовник — архимандрит Виссарион). Во всей ныне Кубанской епархии около 100 больших и малых, новых и восстановленных церквей. Замечательной чертой владыки является его любовь к ближнему, сострадание, милосердие. Он пользуется доброй славой у духовенства, прихожан, представите лей власти, всех слоев общества. Люди приходят к нему за сове том, благословением, сочувствием. Пишут святителю со всех концов России и ответы на письма занимают несколько часов в день. В канун 2001 г. Указом Президента России архипастырь за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождения духовно-нравственных традиций награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени