История города (до революции 1917)
Когдато Псекупс мчался по своему руслу многоводным бурным потоком, но безоглядная вырубка леса в его верхнем и среднем течении привела к такому обмелению, что в летнюю пору около санаториев. его может перейти не замочив ноги.
В переводе с адыгейского Псекупс — значит "голубая вода". В бассейне реки много сернистых источников, они и придают ей зеленоватоголубой цвет. В книге исследователя Д. Н. Кокова "Адыгейская (черкесская) ономастика Псекупс переводится как река балки черноклена. Однако в литературе и широком обиходе это название не закрепилось.
По данным исследователей, человек жил в долине ркеи Псекупс еще 300 тысяч лет назад. Это подтверждают проведенные археологические изыскания. В пяти километрах от станицы Саратовской найдены ручные рубила. На реке, близ станицы Имеретинской, и на реке Апчас, недалеко от Черноморской, обнаружены предметы времен палеолита. Во многих пунктах по реке Псекупс, от впадения в нее Каверзе и ниже, открыты каменные орудия и кости животных той же эпохи.
Не менее интересны памятники времен бронзы — дольмены, датируемые серединой Ш—II тысячелетия до нашей эры. Они обнаружены в селе Фанагорийском, недалеко от села Безымянного и станицы Пятигорской. Чтото похожее на дольмен было раскопано у станицы Саратовской. В захоронении обнаружен скелет, покрытый красной краской, медный топор, тесло, браслет и небольшой глиняный сосуд.
Находили в раскопах и остатки примитивного оборудования для лечения целебной водой, С давних времен древние люди использовали ее для врачевания, Раньше всего было обращено внимание на сероводородные источники. Около выхода их на поверхность больные копали ямы, проводили туда ручейки целебной воды и лечились каждый по своему. При раскопках близ горы Аблдзехской обнаружены украшения, древнегреческие монеты, которые оставляли больные на месте "ванн" в дар богам, принесшим исцеление.
Благодатный климат, удивительная природа с незапамятных времен привлекали в долину реки Псекупс народы. Еще в третьем тысячелетии до нашей эры здесь находились кавказские дома. Позднее в античных источниках фигурируют фаты (фатеи). Знали эти земли времена меотов, всеемстающей лавиной проходили здесь гунны, оседали авары, хазары и готы, не миновали их скифы и татаро-монголы.
По решению Вселенского собора 672 года адыги, жившие в долине Псекупса, были прикреплены к Мцхетской епархии (Грузия) и при императоре Юстиниане проповедовалось здесь православие.
Долгое время долина Псекупса принадлежала темиргоевским князьям Болотоковым. Но в 1631 году сюда пришли с верховьев реки Туапсе абадзехи. Их привели братья Керкан и Хамыш. В трехдневной битве Болотоковы потерпели поражение и ушли в более отдаленные горные края. Хамыш с подданными расселился в верховьях реки Белой, а Керкан занял долину Псекупса.
Сведения о горячеключевских минеральных источниках появились давно. Но заговорили о них с 1829 года, когда поручик Новицкий посетил долину Псекупса. Прошло 19 лет, и лишь в 1848 году наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал Рашпиль поручил армянину Каспару Миесерову исследовать минеральные источники.
В 1863 году образцы Псекупской воды удалось отправить на анализ в Пятигорск. Результаты показали, что в районе реки Псекупс находятся минеральные источники самого разнообразного химического состава: сероводородные, соляношелочные, йодобромные. Им было предсказано большое будущее.
10 мая 1862 года царь утвердил положение о заселении предгорий западной части Северного Кавказа. Кроме денежного пособия, оно предоставляло переселенцам право приобретать в частную собственность землю. Принятое "Положение" явилось большим стимулом к освоению этих мест.
Интенсивное заселение края началось с 1864 года. Уже в сентябре 74й Севастопольский полк начал выполнять приказ о колонизации кубанского Кавказа. Возникают станицы Саратовская, Бакинская, Ключевая, Мартанская, Имеретинская, поселки Суздальский и Черноморский. Многие из этих населенных пунктов именовались по названию полков, некогда здесь расквартированных.
1 апреля 1864 года, за несколько месяцев до окончания Кавказской войны, полковник Кубанского казачьего войска И. Д. Попко назначается командиром только что созданного Псекупского полка. Его подразделения как раз и располагались во многих вновь создаваемых станицах (Ставропольской Ключевой, Фанагорийской и других).
4 июня 1864 года он обращается со специальным письмом ко всем начальникам станиц, в котором считает "...полезным приостановить окончательное истребление следов, оставленных в районе полка абадзехами и шапсугами".
"Памятники эти, конечно, бедны, — отмечает Попко. Как бедна и сама жизнь горцев, но они составляют драгоценный материал для изучения народа, для определения его умственного и промышленного развития".
После этого в штабквартиру Псекупского полка в станице Ключевой (ныне Горячий Ключ) начали поступать первые экспонаты для будущего музея. Их количество увеличивалось, и встал вопрос о месте хранения.
Решение пришло простое и оригинальное. На полковой двор привезли горскую саклю, где и разместили музей. Перед его фасадом врыли уцелевшие надгробные памятники. Через три года в музее уже насчитывалось тридцать единиц хранения. Часть из них представляла предметы мастеров того времени, другая относилась к эпохе древних греков и генуэзцев. Были предметы быта, земледельческие орудия и другие экспонаты.
Это был первый музей на всем Кавказе. Даже в Тифлисе подобное научно просвститсльское учреждение официально было открыто лишь 1 января 1867 года, хотя там находилось наместничество России на Кавказе.
Не удивительно, что уже 17 августа 1864 года к Попко пришла просьба оказать содействие Московскому публичному и Румянцевскому музеям в пополнении их коллекций предметами, в "...которых наглядно выражаются характеристические особенности племен Кавказского края". А два года спустя у Псекупского музея просили экспонаты для Русской этнографической выставки в Москве.
Попко не хотел расставаться с памятниками горской жизни и предлагал дйя выставки сделать с них "фотографические рисунки на месте".
Посетивший 12 мая 1867 года Псекупский музей великий князь Михаил Николаевич застал в нем уже три отделения: кроме бытового, — палеонтологическое и минералогическое. Проявляя заботу о подрастающем поколении, Иван Диомидов ич Попко находит "приличным основать при полковой школе музей достопримечательных предметов, преимущественно принадлежащих здешнему краю". Присылает экспонаты и приказывает "блюсти за их сбережением".
С ликвидацией штаб квартиры Псекупского полка и переводом двух активных организаторов музея "по войску" И. Д. Попко в Н. Л. Каменева музей оказался бесхозным. Сейчас имеется музей при Горячеключевской школе, но экспонатов времен Попко в нем не найти.
В середине 1864 года начальник главного штаба Кавказской армии сообщил атаману Сумароков, что поступило разрешение о благоустройстве источников и о раздаче земельных участков под индивидуальную застройку.
Инициатором использования Псекупских источников для лечебных целей стал старший врач Екатеринодарского войскового госпиталя М. А. Рымашсвский. В своих заметках в "Кубанских войсковых ведомостях" он писал: "...в 1864 году начальник области первый обратил внимание на значение Псекупских минеральных вод, и в то время (апрель месяц), когда еще ни один из новых поселенцев не вступал на эту землю, я был командирован графом (ф. Н. СумароковымЭльстоном — наказным атаманом Кубанского казачьего войска) для обозрения устройства пятигорских вод, чтобы, вернувшись оттуда, мог немедленно, хотя отчасти, применить тамошнее устройство к Псекупским минеральным водам".
В распоряжение Рымашевского выделяется 500 рублей, на которые в два месяца он построил лазарет и общую купальню. 15 июля 1864 года в лазарет поступили первые 15 больных. Лазарет стал летним отделением Екатеринодарского войскового госпиталя. В нем размещалось 50 коек.
Спустя четыре года это отделение преобразовали в Псекупскую войсковую больницу. Ее возможности быстро расширялись. Вскоре она уже имела 200 коек и три купальни.
Немного позднее полковник Каменев, назначенный смотрителем Псекупского госпиталя, вместе с главным врачом, доктором медицины Клюковским, убрали старые купальни и заменили их новыми — общей и офицерской с номерами. Общая состояла из передней, раздевалки и бассейна, огражденного решеткой. Со дна его били ключи целебной воды. Объем бассейна составлял 1467 ведер. В нем могли поместиться одновременно 20 человек. Офицерская купальня имела четыре номера с ваннами и комнатой для отдыха.
Лечебная база и возможности приема больных расширялись. За первые четыре сезона здесь прошли курс лечения 392 человека. О самом госпитале заботились, а вот об источниках забыли, Сернощелочные потоки воды, выходящие из купален, превратили прекрасную долину в грязное, зловонное болото, покрытое тиной и илом. Внешнее благоустройство началось лишь спустя десятилетия.
Поскольку стоки пролегали недалеко друг от друга, инженер А. В. Конради открытой траншеей захватил их в одну струю с выбросом в Псекупс. Саму реку это, конечно, не украсило. Вода на значительном протяжении стала мутной с характерным сероводородным запахом. Были очищены от камней, песка и других предметов и сами источники. Строятся дренажи, устанавливается пять резервуаров для сбора минеральной воды.
В том же 1864 году граф СумароковЭльстон выделил близ источников 15 плановых мест для частной застройки, а верховные власти начинание графа одобрили. Услышав об этом, еще 18 человек подали прошение об отведении им участков. С этого времени и отсчитывается "день рождения" местечка Горячий Ключ.
Лишь в августе 1866 года ходатайство кубанских властей об учреждении поселка при Псекупских минеральных водах дошло до императора и он его утвердил. А 27 мая 1868 года вышло "высочайшее" положение "О временных правилах для образования поселка Горячий Ключ".
А еще ранее, в июле 1867 года, землемер Гуков и таксатор Зенегин произвели топографическую съемку территории курорта вплоть до станицы Ключевой. В соответствии с положением об образовании местечка Горячий Ключ выделялось 3000 десятин удобной земли и 200 неудобной. К заселению допускалось как казачье население, так и неказачье. Однако ставилось условие: закончить дворовые постройки и перебраться в них в течение двух лет. За невыполнение этого условия участки отбирались.
Каждое плановое место составляло 800 квадратных сажен. В дальнейшем жителям разрешалось строить гостиницы, магазины, мастерские, открывать в горах по долине Псекупса каменоломни без арендной платы в течение десяти лет.
В 1870 году был заложен курортный парк.
В 1872 году начальник Кубанской области генерал Цакни разрешил раздать еще 124 плановых участка для застройки. Причем оговаривалось, что дома должны возводиться по типу швейцарских коттеджей с приставными верандами.
Несмотря на льготы, первые годы заселение местечка шло медленно.
Более интенсивное строительство началось в конце семидесятых годов. К 1879 году расширяется, и лечебная база. Вводятся в строй два новых ванных здания — деревянное и каменное на 6 номеров каждое. Первое для бедных людей, второе для более состоятельных, с кафельными ваннами.
В 1894 году была образована комиссия, которую возглавил сам наказной атаман Кубанского войска генерал Я. Малама. Ею было принято решение о дополнительной раздаче плановых участков под застройку, о строительстве нового ванного здания и о дальнейшем обустройстве местечка.
Началась расчистка территории от деревьев и кустарников. Осушаются заболоченные участки. Там, где сейчас улицы Школьная и Мальцев ерик, пролегли канавы.
Плановые места, раздаваемые ранее бесплатно, в конце прошлого века уже продавались по цене до 2000 рублей. В числе домовладельцев оказались не только местные жители, но даже состоятельные люди из Москвы и Петербурга.
Наплыв желающих увеличился, когда прошел слух о строительстве железной дороги Екатеринодар—Туапсе. В восточном направлении пролегла улица Михайловская (ныне имени Ленина), названная в честь посещения курорта Великим князем Михаилом Николаевичем. Шириной в 40 метров, обсаженная деревьями, с тротуарами и водоотливными кюветами, она стала лицом курортного поселка. Параллельно ей протянулись еще две улицы: Подгорная и Псекупская.
На Псекупской обосновались казак Строкус, сапожник Штальберг, мещанин Перевертайло и равные им по рангу. Местная элита избрала Михайловскую. Под первым номером стоял дом Рымашсвского, далее проживали купцы Халаджиевы, Шапошниковы, Любимовы, комиссар Псекупской больницы Еременко. А на углу улиц Михайловской и Школьной занял участок доктор Иван Филиппович Косинов (ныне Дом пионеров).
На проспекте зеленой главной улицы местечка Михайловское. справа и слева, на протяжении 350 саженей, тянутся красивые дачные домики, большей частью одноэтажные, с верандами... В местечке находится и единственный магазин, торгующий консервами, и шелком, и ситцем, и одеколоном. Открыта аптека в подспорье местной аптеке при войсковой больнице. Построено одноэтажное больничное здание для больных обоего пола войскового сословия, рядом дом для помещения аптеки и врача, Аллея ведет к ванному красивому зданию с колоннами, далее у берега реки паром, тут же и домик паромшика. На базаре можно достать все необходимые продукты... Многие из жителей занимаются сушением грибов, груш, яблок, в изобилии растущих в окрестностях..."
Особых мест развлечения в местечке не было. Изредка появлялись заезжие гастролеры, устраивались семейные чтения и сеансы кинематографа, В 1900 году строится крокет и другие игровые площадки. Появилась ротонда. Наее открытой веранде можно было поиграть в бильярд, а в закрытой — организована бесплатная читальня.
К тому времени в Горячем Ключе насчитывалось 129 дворов с населением 484 человека.
Благоустроенных дорог к курорту не было. Тракт проходил от Екатеринодара через аул Тахтамукай и Пензинскую. Стоимость проезда на фаэтоне составляла 10 рублей, а на подводе — 6. По тем деньгам это было не дешево. В 1900 году на курорте прошли курс лечения 1343 человека.
С 1906 года местечко получило наименование Алексеевский Горячий Ключ, но это название не привилось. Его по-прежнему называли просто Горячий Ключ.
В связи с наплывом больных и отдыхающих принимается решение построить в местечке гостиницу. Два раза в неделю стала приходить почта, а по праздникам собирался большой базар.
В развитие Горячего Ключа большой вклад внес врач войсковой больницы И. Ф. Косинов. При его активном участии и частично на его средства в 1908 году была построена школа. Больных бедняков он лечил бесплатно. После выезда в СлавянскнаКубани свой дом с кабинетом врача, большой библиотекой и пианино он безвозмездно подарил местным властям.
Перед первой мировой войной Горячий Ключ уже был заметным поселком. Лечебная база курорта расширилась, но попасть в здравницу могли только лица казачьего сословия. Даже состоятельная часть неказачьего населения получала на лечение только разовые талоны. Простонародье "изгоняло недуги" прежним способом — парясь в стоке купален, нередко вместо исцеления получая новую болезнь.