Наталья Викторовна » Ср июн 22, 2016 19:54 pm
КАК МОНТЕССОРИ-ГИДУ РАБОТАТЬ С «ОСОБЕННЫМ» РЕБЁНКОМ?
22.06.2016РЕДАКЦИЯ
В редакцию «Монтессори.Дети» пришёл вопрос.
У нас спрашивают:
– Уважаемые коллеги! К нам в центр пришла мама с девочкой, у которой задержка в развитии. Девочке сейчас 3 года. Врачи ставили разные диагнозы и в том числе ДЦП. Последнее, что говорили, – это задержка в развитии на 6 месяцев. Они были пока на одном занятии, хотят заниматься. Ребёнок очень живой, идёт на контакт, улыбается, но не говорит, постоянно текут слюни, ходит за руку или ползает, внимание держит, но недолго. Подскажите, как работать с такими детьми, на что обратить внимание? Я – начинающий Монтессори-педагог, буду рада вашим откликам, очень хочется помочь ребёнку.
На вопрос отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова:
– Разумеется, в рамках ответа на вопрос нет возможности всерьёз раскрыть тему коррекционной Монтессори-педагогики. Это отдельная область и в традиционной педагогике, и в Монтессори-методе. Как я поняла ситуацию, стоит задача имеющимися ресурсами (среди которых подготовленного коррекционного Монтессори-педагога нет) помочь девочке насколько возможно. Силами обычного гида обычного Монтессори-класса осуществима инклюзия – включение ребёнка с особенными потребностями в коллектив, преимущественно состоящий из нейротипичных детей.
В самом общем виде работа со всеми детьми зиждется на наблюдении, определении актуальных потребностей развития. Паспортный возраст в любом случае служит только для грубой ориентировки в том, какие материалы могут быть подходящими тому или иному ребёнку. Если развитие трёхлетки диагностировано как замедленное, то мы можем сказать, что ей необходимы материалы, рекомендованные до трёх лет, прежде всего тоддлер-класса. Но, учитывая ремарку, что девочка «ходит за руку или ползает», то, по-видимому, многие материалы нидо, подготавливающие к самостоятельной ходьбе, также могут быть полезны.
Вы всегда и всем подбираете материалы, исходя из интереса и возможностей. Если девочка именно отстаёт, но вектор развития в целом совпадает с вектором нормы, то вы будете работать с ней как с любым другим ребёнком её психологического возраста. Если же это не совсем так, то, возможно, вам потребуется несколько больше инициативы, чем обычно свойственно проявлять Монтессори-гиду. Возможно, какие-то упражнения придётся сделать более репродуктивными: там, где мы предоставляем нейротипичному ребёнку свободу самостоятельного открытия, ребёнок с особыми ментальными потребностями может нуждаться в некоторой подсказке. Разумеется, важно быть предельно осторожным: каждая подсказка, которая не была необходимой – вредоносна, поэтому прибегать к ней следует только в случае полной уверенности в том, что подсказка принесёт пользу и что её нельзя заменить предложением более простого аналога материала.
Речевое развитие до трёх лет неотделимо от контекста жизни. Языковые материалы и книги выполняют вспомогательную функцию. В преддверии языкового взрыва дети много сил готовы посвятить заучиванию слов: они могут буквально часами указывать на предметы и карточки вокруг себя, если взрослый называет эти предметы. Хорошо, если в девочке ещё жив этот энтузиазм. Если возможно, постарайтесь определить хотя бы приблизительно, насколько хорошо девочка понимает обращённую к ней речь, насколько в ней присутствует интерес к речи как к таковой.
Развитие активной речи в норме следует за развитием пассивного словаря «само собой», т. е. ребёнок в благоприятной среде, где с ним говорят и его слушают, сам проделывает эту работу и радует нас результатом. В случаях, когда есть внутренние препятствия для развития активной речи, то этого может быть недостаточно. Если коррекционного Монтессори-педагога найти сложно, то хорошего логопеда – нелегко, но возможно. Вам нужен тот неленивый подвижник, который берётся заниматься именно развитием речи, а не постановкой звукопроизношения, и именно с младшими дошкольниками. Возможно, консультация с ним поможет вам лучше понять ситуацию и предположить, что дополнительно вы можете сделать для речевого развития. Он поможет разобраться, нет ли каких-либо физиологических, физических препятствий к развитию речи.
Вы упоминаете повышенное слюноотделение. Оно может быть следствием анатомических или функциональных особенностей, которые мешают и глотанию, и речи. Тогда хорошо бы привлечь специалиста, который владеет методикой развития речи в подобных нестандартных случаях. На эту тему есть отличная книга Ромены Августовой «Говори! Ты это можешь». Я бы рекомендовала её к прочтению всеми родителями, потому что там обозначена верная логика рассуждения и действий взрослого, способствующая развитию речи у ребёнка. Несмотря на то, что автор пишет о работе с детьми с особенными потребностями, каждому родителю полезно уловить идею подхода Августовой, преисполненного духа следования за ребёнком.