Наталья Викторовна » Ср авг 22, 2018 7:14 am
КАК УДЕРЖАТЬ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ
Для детей с аутизмом характерны проблемы с вниманием, кроме того, у них снижено социальное внимание – внимание к другим людям и тому, что они делают. Отсутствие социального внимания может быть особенно большой проблемой для совсем маленьких детей с аутизмом. Это затрудняет игры, совместные занятия и взаимодействие с ребенком в целом. Ниже приводятся несколько рекомендаций для родителей и специалистов о том, как привлекать внимание ребенка:
1. «Обедните» помещение, в котором вы находитесь с ребенком. Пусть все интересные предметы и игрушки будут только на столе или на коврике, на котором вы сидите вместе. Все остальные игрушки, интересные или яркие предметы нужно убрать в непрозрачные коробки или иначе спрятать. На стенах также не должно быть картинок или чего-то, привлекающего внимание. За исключением небольшого пространства для занятия, помещение должно быть «скучным» и «невзрачным».
2. Сохраняйте контроль над теми предметами, которые интересны ребенку. Например, соберите игрушки в прозрачный контейнер и поставьте его к себе на колени. Пусть ребенок привыкнет, что для того, чтобы получить интересные предмет, нужно обращаться к вам, и все интересные предметы так или иначе связаны с вами.
3. Если вы учите чему-то ребенка, то постарайтесь связать материалы для занятия с тем, что соответствует интересам ребенка. Например, если вы учите его собирать пазл, то можно распечатать и разрезать как пазл кадр из его любимого мультфильма (а в случае успеха можно наградить его просмотром этого же мультфильма). Если вы учите считать ребенка, который любит собирать «лего», то кубики лего могут стать счетным материалом. Если вы выбираете, чему учить ребенка, то принимайте во внимание, для каких навыков можно превратить интересы ребенка в учебный материал.
4. Во время занятия с ребенком следите за своей манерой держаться – не надо говорить строго, монотонно и без эмоций. Старайтесь проявлять сильные и позитивные эмоции – действуйте с энтузиазмом, говорите радостно, много жестикулируйте. Ребенку будет проще удержать на вас внимание, если вы будете демонстрировать радость от общения с ним.
5. Расположитесь в непосредственной близости от ребенка и напротив него. Найдите такое положение, чтобы ребенку было просто посмотреть вам в глаза или на лицо. Во время совместной игры старайтесь постоянно находиться напротив ребенка. Можно расположиться напротив за маленьким столом, на коврике для игры или сесть с ребенком на стулья напротив друг с друга, хотя последний вариант и может показаться необычным. Иногда для поиска оптимального расположения можно поэкспериментировать – некоторым детям лучше подходят напольные мешки или им понравится не сидеть, а стоять за столом с игрушками напротив вас.
6. Не надо давать ребенку инструкцию о том, чтобы он обратил на вас внимание, например, не надо говорить «Посмотри на меня». Вместо этого попробуйте «вернуть» внимание ребенка восторженным комментарием, громким звуком, которым вы сопровождаете свое действие, пошуметь предметами или начать напевать песенку.
7. Позвольте ребенку выполнять ведущую роль, а сами присоединитесь к его действию. Если вы попытаетесь прервать то, что ребенок делает, и предложите что-то другое, это может вызвать негативную реакцию. Вместо этого попробуйте присоединиться к тому, то делает ребенок, например, с помощью подражания, и только потом попробуйте привлечь его внимание к чему-то еще. Иногда может быть сложно отказаться от того, чтобы давать ребенку указания, что делать, но такая манера общения может не подходить для занятия с совсем маленьким ребенком.
8. Попробуйте комментировать действия ребенка, выражайте одобрение (например, с помощью «ура» и аплодисментов), добавляйте звуковые эффекты к действиям или описывайте происходящее простыми фразами. Например, если ребенок играет с машинками, возьмите на себя роль спортивного комментатора гонок. Таким образом вы создаете ситуацию, когда вы сосредоточили внимание на одном и том же предмете.
9. Помогайте ребенку в его действиях. Например, подавайте упавшие игрушки или другие нужные ребенку предметы. При этом не просто кладите предметы под руку ребенка, а передавайте ему их так, чтобы каждый раз он смотрел на вас и обращал внимание на ваше присутствие. Старайтесь передавать ему предметы только по одному или разделить предмет небольшие части – так у вас будет больше возможностей для взаимодействия. Каждый раз, когда протягиваете ребенку предмет, называйте его, это поможет ему лучше понимать речь и пользоваться ею.
10. Следите за социальным комфортом ребенка – он должен быть расслаблен и не реагировать на вас негативно. Если ребенок протестует против вашего присутствия или ваших попыток вмешаться в его деятельность, то дайте ребенку привыкнуть к вам – просто комментируйте, помогайте ему в игре, предлагайте интересные предметы. Вы сможете перейти к более активному обучению, когда ребенок будет радоваться вашему присутствию.