Алла К. » Чт июл 05, 2012 14:17 pm
Лохотрон РЖД
05 июля 2012, 13:39
Павел Шеремет, журналист
"Почти каноническая история про русское раздолбайство, очковтирательство и неуклюжие попытки государственной монополии выглядеть современной корпорацией.
Российские железные дороги – главная российская монополия. Это почти государство в государстве, с несколькими миллионами работников и почти армейской дисциплиной.
Нынешний начальник РЖД, господин Якунин, человек амбициозный и глубоко православный. Он каждый год возит специальным самолетом неопалимый огонь из Иерусалима. Он, наверняка, хочет, чтобы его корпорация была лучшей, но часто получается, как всегда.
2 июля я собирался уехать из Киева на фирменном российском поезде №2. Это самый удобный поезд. Он нигде не останавливается, а пограничный контроль пассажиры проходят в Киеве и в Москве. Вас не будят дважды ночью люди в форме, как в других поездах. Поэтому на этот поезд всегда сложно купить билеты.
Я купил билет на сайте РЖД и был просто счастлив. Согласитесь, это удача – уехать из Киева на следующий день после финала Евро-2012. Из Украины уезжали толпы болельщиков и журналистов. Но радость моя была преждевременной.
Еще при покупке билета у меня закрались сомнения.
Как обычно, при покупке билет по интернете просили ознакомиться с правилами. Но правила написаны так замысловато, что разобраться с ними нормальному человеку трудно и нудно, особенно, если он платит деньги и точно намерен воспользоваться услугой в оговоренные сроки. Поскольку раньше я билеты на сайте РЖД не покупал, я был внимателен и заметил, что есть какая-то закавыка с этими билетами, что их надо специально как-то распечатывать в Москве, хоть уезжать вы собираетесь из Киева. Я перечитал несколько раз правила, потом разъяснения к ним. Меня успокоил пост Якунина о том, что раньше были трудности с электронными билетами и их надо было как-то специально распечатывать, но теперь трудности позади и можно придти к поезду с обычной распечаткой, а скоро будет совсем хорошо, и достаточно будет предъявить проводнику мобильный телефон с кодом для сканера и ехать, куда задумал.
Меня сбила с толку электронная регистрация. Я оформил бланк заказа и получил, как мне казалось, вполне себе типичный электронный билет – с датой, номером вагона, номером места, моими ФИО и паспортными данными и штрихкодом. И главное, у меня списали деньги – 3665 рублей.
Меня смущала только фраза в разделе «Дополнительная информация». Цитирую дословно со знаками препинания: « СТАНЦИИ СНГ ПОЛУЧИТЬ БИЛЕТ НА СТАНЦИИ ОТПРАВЛЕНИЯ НЕЛЬЗЯ». Но зачем мне билет, когда мне уже прислали бумагу со штрихкодом?!
Терзаемый сомнениями, я специально пришел на вокзал в Киеве заранее. Пошел в справочную. Я не успел еще договорить свой вопрос, как милая девушка объявила приговор: «Раз купили билет на сайте РЖД, то и распечатывать его надо было в Москве! Нам эту бумаги не нужны!».
Я пошел к начальнику поезда. Поезд – российский, начальник – тоже, упитанный в годах опытный продавец услуг. Он тоже не стал дожидаться окончания моего монолога и объявил: «Мы вас пустить не можем. Все надо было распечатывать в Москве! Таких как вы, хотят много».
Действительно, у поезда собралась уже группа убитых горем обладателей электронных билетов. Этот лохотрон, оказывается, тянется уже несколько месяцев.
- Мало ли что вы там распечатали, вы можете на компьютере сделать все, что угодно. Нам специальные курсы проводят, чтобы мы электронных мошенников не пускали, - сурово поучал начальник поезда.
Я хотел купить новый билет за украинские деньги в украинской кассе, но билетов же не было. Я просил начальника поезда продать мне мое место еще раз, но тот наотрез отказывался. Вагон был битком, но пустовало только мое место, потому что меня в вагон не пускали.
- Я не могу вам продать ваше место, потому что он уже занято.
- Так оно мной занято, - сходил я постепенно с ума от абсурдности положения.
Метался в панике по вокзалу мужчина с восьмилетним сыном с такими же билетами, какой-то парень искал, кому дать взятку, чтобы занять свое действительно виртуальное место.
Ничего не помогло. К счастью, были места на украинский поезд, который шел двумя часами позже.
Дааа, для завершения эксперимента я попросил своего друга съездить на Киевский вокзал в Москве, распечатать мой билет у тети в спецкассе и сдать его. Друг приехал, распечатал, но денег вернуть не смог. Тетя с бабетой на голове заявила, что для возврата денег надо на этом бланке поставить печать на вокзале в Киеве! Круг идиотизма замкнулся.
Я, конечно, не аудитор, чтобы проверять эффективность работы РЖД. Очевидно, что сделано за тучные нулевые годы немало. Нашим людям, которые поколениями ездят на модифицированных столыпинских вагонах, много и не надо: был бы кондиционер в вагонах, билеты в кассах и поезда приходили по расписанию. Спасибо за новые поезда с кондиционерами и электронную систему продажи билетов. Поездов, правда, катастрофически не хватает, сервис продолжает калечить душу, а с электронными билетами выходит анекдот. Вы покупаете билет в интернете, но как и в прежние времена должны приехать на вокзал с распечатанной дома бумажкой и всунуть свою бумажку тетке в окошке, чтобы она вашу бумажку заменила на свою, особую бумажку. При этом другие бумажки – Гознака РФ – уже давно РЖД у вас забрало. Сколько людей стали жертвами «продвинутой» системы продажи билетов, никто не считал, но уверен – много.
РЖД тратить огромные бюджеты на всякую фигню. Например, на ребрендинг или телевидение. Создали РЖД-ТВ, накупили техники, сделали студию, набрали кучу народа, только ТВ этот никто так и не увидел, кроме, наверное, товарища Якунина.
Признаю, я сам дурак, не стоит верить в абсолютное чудесное перерождение совковой системы, доверяй, но проверяй и так далее. Но мне не жалко 3665 рублей и сорок копеек. Уверен, они пойдут на новое благое дело товарища Якунина."