Мне кажется, что пока мы читаем это «Последнее письмо», его автор жива. Жива в нашей памяти…
Удивительная женщина, последние строки которой были обращены к сыну. За день до гибели она писала их. Зная, что обречена, зная, что никогда не прочитает ответ на письмо, но она верила, что к адресату эти строки дойдут. МАМА…
15 сентября 1941 года погибла Екатерина Савельевна Витис, мать писателя Василия Гроссмана. Она была расстреляна около хутора Романовка во время ликвидации гетто Бердичева. Эта женщина получившая образование во Франции, проживавшая в Европе, оставившая первого мужа — итальянца, ради большой любви к отцу писателя, утонченная дама, преподаватель французского языка, шла на костылях к могильному рву. Она была тяжелобольна костным туберкулезом. Но перед этим она успела передать за границу гетто — последние строки, написанные единственному сыну, которого она вырастила одна.
Невозможно все прочитать о Катастрофе. Это письмо прочитать нужно! Поэтому, оно здесь. Сегодня. 15 сентября. В день гибели еврейской Матери.
Письмо ее оказалось не частью личной переписки, а превратилось в литературное произведение, вписавшись в роман Василия Гроссмана «Жизнь и Судьба». По тексту его пишет герою романа Виктору Штруму мама… Сам Гроссман до конца жизни писал письма своей матери. А в кармане пиджака писатель носил две фотографии: на одной – он с мамой, на другой – глубокий ров, наполненный доверху телами женщин и девочек.
Василий Гроссман умер в канун дня гибели матери, 14 сентября 1964 года. Ему было 58 лет. Публикации «арестованного» советскими цензорами романа он не дождался.
Мне кажется, что это письмо, строки которого негромки, должно бы стать хрестоматийным.
https://linagor.wordpress.com/2015/09/1 ... ekaterina/
Прочитала письмо. Трагедия.