С окончанием Кавказской войны, связано строительство церкви в станице Ключевой, где располагалась штаб-квартира Псекупского полка, и находились лечебные минеральные воды называемые Псекупскими.
Освящение церкви состоялось 14.11.1867 г. Она была выстроена из местных материалов, а также из соснового леса привезенного с Дона. Фундамент и цоколь с крыльцом построены из местного песчаника. Сама же церковь была деревянная, срубленная из дуба вывезенного из знаменитых амугальских лесов станицы Бакинской.
Сосновый лес был употреблен на внутреннюю отделку храма. Проектированием церкви занимался итальянский мастер Иосиф Травалио, внутри храм был расписан русским художником С.И. Ильченко, приглашенным для этой цели из Екатеринодара.
1867 г.
С незапамятных времен берега Псекупса привлекали население, которому суждено было занимать поочередно могилы своих предшественников. Так бжедуги застали по Псекупсу курганы, насыпанные по их рассказам франками; абадзехи наследовали курганы бжедугов, сделанные ими в период христианства. Мы, русские, поселились на могилах абадзехов.
При крайне ограниченной любознательности горцев, сосредоточенной исключительно на потребностях вседневной (так в оригинале, прим. С.Х.) жизни, курганы эти снабдили их лучшими булатными клинками; снабдили золотом, употребленным на щегольскую отделку оружия, и только.
Горец не ломал головы при виде выкопанной из кургана монеты или дорогой вещи, не заглядывал в прошлое и не добивался узнать, по какому случаю франки-европейцы сложили кости свои на отдаленном Кавказе. Вот почему не имеется о франках никакой легенды у горских племен; сведения о них скрываются в подземном архиве, в курганах, повсюду рассеянных, и тогда только сделаются доступными, когда житейская любознательность отворит двери и представит археологу какую-либо серьезную находку, а антропологу - череп древнего богатыря.
Из более известных находок в курганах по р. Псекупсу замечательны: золотой браслет с горным хрусталем, обточенным в виде ореха, весом в 10 полуимпериалов, и золотой, толщиной в гусиное перо, прут, длиной в аршин с четвертью и весом в 8 полуимпериалов, на обоих концах которого находились змеиные головки. Редкости эти найдены в 1858 году возле аула Пшегатлукай, на правой стороне Псекупса, в грудах земли, обвалившейся в реку с кургана. Браслет приобретен князем Казубек Болотоковым и увезен в Турцию; прут же золотой передан прапорщиком Бороком Аслановым генерал-майору Кусакову.
Затем, в Ключевой станице, при срытии курганов, находившихся на полковом дворе, кроме истлевшего костяка, найдены были две серебряные вещи, изящной работы, похожие на привесные серьги, а в другом отысканы: брусок с дырочкой, для привешивания к поясу и обух от бритвы, истребленной ржавчиной. Последняя находка явно указывает, что курган принадлежал предкам нынешних бжедугов, по преданиям которых бритье бород до последнего дня жизни составляло отличительную черту благородного рыцарского происхождения. Что же касается до черепьев глиняной посуды красного и серого цвета, то они всякую минуту могут быть собраны по Псекупсу, между Бакинской и Псекупской станицами; но эти остатки говорят только о весьма нецветущем состоянии горшечного искусства у псекупских франков, которые, по всей вероятности, имели здесь постоянные торговые сношения, потому, что среди этих же черепьев в 1854 году отыскана была горцами толстая золотая монета с выпуклым изображением зверя, которая была в том же году представлена в С.-Петербургскую академию наук войсковым старшиной Гуковым*. Находку этой монеты должно считать пока самым драгоценным приобретением с реки Псекупса, и если она Воспорская, то позволяет предполагать возле станицы Псекупской существование греческой фактории, для которой местность вполне благоприятна.
[*Войсковой старшина Гуков (умерший подполковником) известен в Екатеринодаре как замечательный любитель и собиратель археологических древностей, немалое количество которых разновременно представлено им в Керченский музей. Прим. редактора Кубанских войсковых ведомостей].
Но кроме горцев, искавших в курганах клинков и золота, последнего искали и наши солдаты, стоявшие продолжительное время бивуаками в соседстве с курганами. Свежая раскопка заметна на них; слухов же о кладах никаких не имеется, да не во всяком кургане и находятся клады - достояние немногих счастливцев. Из известных попыток во вновь покоренном крае обогатиться сведениями о далеком минувшем удачнее всех были произведены полковником Е.С. Старосельским, сделавшим в июле минувшего года недельный привал с сотнями вверенного ему полка на землях, принадлежащих тубинским абадзехам. Из курганов, разрытых им, были выкопаны: прямые мечи, крестообразный остаток щита, наконечники стрел и парча, уцелевшая лишь на несколько минут и от прикосновения воздуха превратившаяся в прах. Золотых и серебряных вещей в курганах не отыскано, быть может потому, что земля и уголь, в изобилии в них найденные, не были надлежащим образом просеяны.
Еще замечательна раскопка кургана в укреплении Григорьевском, откуда вынуты были: кусок металлического зеркала и серебряная большая цепь с обточенным, в виде ореха, горным хрусталем. Раскапывались также курганы, находящиеся против ст. Пшехской; но там, в самом огромнейшем из них открыт был «кенотаф» - пустой гроб, делаемый обыкновенно замечательному лицу, погибшему в битве, труп которого достался неприятелю, а в курганах малых найдены были: скелеты, у которых голенная кость имела в длину от 10 до 11 вершков, также огнива, имевшие фигуру буквы В и кремни. Курганы эти не содержали ни черепьев глиняной посуды, ни слоя угля, следовательно, они современны курганам, разрытым в Ключевой станице, и принадлежат к числу тех, на которые искатели древнего оружия не обращали ни малейшего внимания. И действительно, по преданиям горцев, не все курганы построены франками; большая же их часть насыпана предками в эпоху фетишизма и только меньшая часть во времена позднейшие, абадзехами. Курганы франков отличаются громадностию и часто осенены тысячелетними дубами, как, например, курган на левом берегу Псекупса, между Ключевой и Фанагорийской станицами. Материал для насыпки курганов обыкновенно брался из близлежащих рек; это песок и мелкий голыш, которым усеяны русла горных рек. Такое заключение может показаться смелым, но нельзя его не сделать, сравнивая материал кургана с землей, на которой он находится, и встречая черепья глиняной посуды и уголь в верхних слоях насыпи. Кроме того, находимый иногда вокруг кургана ровик с наружным валом, заставляет считать его скамьей для народа, участвовавшего в отдании последней почести умершему, а разнообразная величина курганов показывает не равные средства, какими располагали родственники умершего, сооружавшие надгробный ему памятник.
Курганы в глухих местах разрыты горцами, а стоявшие поблизости населенных мест до наших времен остались неприкосновенными. Уважение к ним допускалось даже мусульманским духовенством, хорошо знавшим, что с именем кавказского франка не связано никаких христианских воспоминаний, об истреблении которых в среде горцев заботилась наша соседка - Турция. По их мнению, пагубное для души христианство занесли в горы «урымы», т.е. греки. Курганы эпохи фетишизма обыкновенно встречаются в дубовых рощах, куда свозились умершие с окрестных хуторов, клались на землю под дубом и засыпались землей, в которую родственники сажали потом молодое деревцо. Вот почему рядом со старым, дряхлым дубом, растут молодые цветущие деревья, достигающие их вершины. Такое кладбище замечательно возле Супской станицы, о котором до настоящего еще времени рассказываются легенды.
Курганы эпохи христианской ставились поблизости жилищ. В них костяк находится лежащим на материке, обращенный черепом к востоку: ни черепьев посуды, ни угля в таких курганах не найдено, некоторые же вещи попадались в курганах, разрытых в Ключевой и Пшехской, о чем сказано выше. Металлических священных предметов из курганов этой эпохи до настоящего времени не было отрыто, должно быть не существовало обычая класть их с покойными; кресты же на них воздвигались, но их уничтожило не столько время, сколько мусульманский фанатизм, преследовавший еще в 1848 году деревянные кресты, которые ставились горцами на границах юртов, в защиту от приближения эпидемических болезней.
Курганы, насыпанные абадзехами, как переходные памятники к нынешним могилам, отличаются тем, что костяки в них находимые, положены в неглубокую яму, вырытую в сторону под материком, закрыты доской и засыпаны сверх земли каменьями, должно быть от хищного зверя, но, по понятиям абадзехов, каменья, положенные на могиле покойного, помогут ему затушить вечный огонь в день страшного суда, в который предназначено всем камням превратиться в воду.
Итак, курганы, разбросанные по бассейну реки Псекупса, не безответны о населении, занимавшем его до прихода последних жильцов - абадзехов. Первая серьезная находка в нетронутом кургане или один из обвалов, которыми славится Псекупс, разъяснят многое о загадочных франках, вооруживших адыгские племена прямыми клинками. В ожидании такого важного события, бросим взгляд на прошлое абадзехов, со времени их появления по сю сторону главного хребта, до передачи бассейна Псекупса в вечное и потомственное владение казакам Псекупского полка Кубанского казачьего войска.
http://www.adygvoice.ru/newsview.php?uid=18797
Марта писал(а):Наверняка. Офицеры уж точно получали по участку покоренной земли. Можно даже поименно проследить, кому что досталось.
В Джубском отряде, в звании капитана служил известный вам Н.Каменев, устроитель Минеральной поляны, любитель древностей, автор нескольких статей по археологии Псекупса. В 1863 году он был начальником Шабановского поста, находящегося под одноименным перевалом.
Наталья 19 писал(а):Вот интересное описание заселения долины Псекупса. Тут и о правильном возделывании земли пишется:
На самом деле, грустный анекдот заключался в том, что адыги перед внезапной депортацией успели засеять поля, а убирать их пришлось уже русским переселенцам, и те дивились тому, насколько неожиданно богатым был урожай. А в следующем году поселенцы распахали землю так, как привыкли в степи, и получили полный неурожай, и так каждый последующий год. Поселенцы не понимали, что горные суглинки категорически нельзя пахать с оборотом пласта.]
Наталья 19 писал(а):Вот интересное описание заселения долины Псекупса. Тут и о правильном возделывании земли пишется:
[spoiler=]Русская колонизация долины Псекупса
alash писал(а):
Странноватая и недостоверная статья на мой взгляд. .....
Алeксандр писал(а):их потомки живут в тех местах, есть сведения?
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4