В книге К. Ерёменко " Маки красные" есть эпизод, как переселенец Карапет Киркоров пришел из ст. Пятигорской к атаману ст. Ключевой просить землю в аренду, а земля находилась в Пятигорке...
И около Пятигорки есть "Карапетова Щель"!
В книге К. Ерёменко " Маки красные" есть эпизод, как переселенец Карапет Киркоров пришел из ст. Пятигорской к атаману ст. Ключевой просить землю в аренду, а земля находилась в Пятигорке...
Мария Н. писал(а):И около Пятигорки есть "Карапетова Щель"!
Каждый день Карапет с детьми уезжал на свою корчёвку. Он радовался удачно найденному участку. Небольшая щель примыкала с Запада к Лысой горе, прикрывавшей от холодных северных ветров. Корчёвка занимала южный склон небольшого холма и спускалась в долину, рассекаемую лесным ручейком. Карапет уже прикинул, где что посадить. Южный склон лучше всего подходил для табака, а долина - для кукурузы и картофеля. Целый день Карапет вырубал кусты тёрна и лещины. Крупные деревья он рубил, отмеряя длину столбов и балок. Дети таскали ветки на костер, раздирая в кровь свои руки.
Мария Н. писал(а):А как эту книгу купить?
Наталья 19 писал(а):psekups писал(а):поискал в интернете - пока не нашел. Поиск перебивает ВИА "красные маки"
Так, её нет в интернете. Эту книгу издала дочь автора, он умер. К стати, в вашем видео Вы читаете фамилию К. Ерёменко на памятной доске почетных жителей города. Дочь и продает эту книгу, об этом здесь и написал (бобр)Александр и предложил желающим купить, он с ней знаком.
Дабы увековечить подвиг русских полков
Переименование населенных пунктов на Кубани не является исключительной особенностью советского периода, как некоторые ошибочно полагают. И в «царское время» кубанские станицы нередко переименовывались по тем или иным причинам.
Иногда даже целыми списками. Так, во время поездки по новым закубанским станицам в мае 1867 года Наместник Кавказский великий князь Михаил Николаевич,
обратив внимание на то, что некоторые станицы носят названия с адыгской основой, производные от местных речек и урочищ, труднопроизносимые для русскоязычных чиновников, «изволил выразить желание присвоить им другие наименования, более соответствующие русскому населению».
В переименовании станиц самое деятельное участие принял наказный атаман Кубанского казачьего войска граф Ф.Н. Сумароков-Эльстон. «Дабы увековечить подвиг русских полков», воевавших на Кавказе, он предложил этим станицам дать названия кавказских полков. А так как полки в русской армии традиционно носили названия городов, где они комплектовались, то и названия переименованных станиц стали выглядеть как производные от названий городов:
Нижнефарская - Ярославская,
Псефирская - Костромская,
Егерухаевская - Тульская,
Габукаевская - Рязанская,
Пшишская - Черниговская,
Пчасская - Суздальская,
Псебедаховская -Троицкая,
Хабльская - Холмская,
Антхирская - Ахтырская,
Псекупская - Саратовская,
Чибийская - Пензенская,
Супская - Калужская,
Афипская - Смоленская.
В этом виде названия закубанских станиц, высочайше утвержденные 13 сентября 1867 года императором Александром II, сохранились и до наших дней.
Самовтор Сергей Владимирович, кандидат исторических наук, главный специалист Государственного архива Краснодарского края
Опубликовано в газете «Кубанские новости» No89 (5849) 20.06.2015
Южная часть, по верховьям левых притоков Кубани, Афипса, Псекупса и Апчаса, представляла собой холмистую, повышающуюся к югу поверхность, изрезанную оврагами и балками и заросшую по большей части мелкой лесной порослью.
psekups писал(а):Еще, я понял, что такое волость и почему в календаре указаны оседлые жители и не оседлые. Не оседлые - это те, кто в волостях - то есть занимались арендой земли.
Начиная с царствования Александра II, власти, «решив более тесно приобщить казачьи земли к России, всячески поощряли переселение в казачьи края переселенцев из России или Украины и облегчали им покупку в собственность казачьих земель». Закон 29 апреля 1868 г. дал русским подданным-неказакам право приобретать, существующие на войсковых станичных и городских землях, дома и всякого рода строения, на общем основании, не испрашивая согласия ни войскового начальства, ни городского, ни станичного. Но земли должны были остаться казачьей собственностью (собственностью войска, станиц). А приобретенное недвижимости имущество считалось находившимся лишь в постоянном пользовании приобретателя за ежегодную посаженную плату.
В XIX—XX вв. часто вновь прибывшие были просто временными рабочими, приходившими для заработков, которые, заработав, возвращались в Россию. Но многие оставались на казачьих землях, достигнув здесь определённого материального достатка. В результате иногородние стали множиться непропорционально жителям-казакам. Они умножались новоприходцами и их семьи давали больший ежегодный прирост, чем семьи казачьи. Благодаря специальным льготам в их руки скоро перешли офицерские участки и большинство частновладельческих поместий. В итоге, к 1917 г. на казачьих землях почти повсюду оказалось больше иногородних, чем казаков.
Взаимоотношения казаков и иногородних никогда не были особенно хорошими. Вынужденные нести обязательную военную службу, казаки видели в иногородних представителей торгового и ростовщического капитала, приписывали им и их деятельности разрушение старого уклада жизни и своё разорение. Казачья войсковая администрация (как и казачья масса) не могла никогда отказаться от воззрения на иногородних как на чужеродный элемент, вросший в чужое тело казачьего народа. В свою очередь, иногородние, обжившись на новом месте, косо смотрели на особые права хозяев края, казаков.
Иногородние делились на коренных и пришлых. К первым причислялись все те, которые имели оседлость на казачьей земле, в станицах, городах и селах, на протяжении двух поколений и дольше. Остальные считались временными жителями. Конституции Дона и Кубани предоставляли первым не только полные гражданские права, но и беспрепятственную возможность натурализоваться в казачьей среде. Однако лишь немногие воспользовались этим правом.
Впоследствии подобные антагонизмы во многом помогли советской власти в расказачивании. Многие иногородние встали на её сторону.
psekups писал(а):О том, был ли лес на месте ГК?
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%95%D0%BA%D0%B0 ... 0%B5%D0%BBЮжная часть, по верховьям левых притоков Кубани, Афипса, Псекупса и Апчаса, представляла собой холмистую, повышающуюся к югу поверхность, изрезанную оврагами и балками и заросшую по большей части мелкой лесной порослью.
Повторюсь, что лес не указан в календаре 1916г. Ни одной десятины. Нужно будет еще раз прошерстить календарь и определить, как много лесопилок было и, возможно, забоен скота.
После окончания войны долина Псекупса стала заселяться казаками Псекупского полка. В ряду казачьих станиц, осевших на месте сожженных абадзехских аулов, самой нижней оказалась станица Бакинская, образованная на месте аула Амугабль, славившегося лесными промыслами. В этом месте Псекупс становился уже судоходным, и потому абадзехи производили в этом месте сплав леса к самой Кубани, для продажи его казакам.
Надо сказать, что водворение казаков в этих местах сопровождалось повальными болезнями, неурожаями пшеницы, нападениями хищников и наводнениями, не считая других невзгод, затруднявших и без того непростую жизнь русских переселенцев. Станица Бакинская располагалась на горе, с востока ее окружал лес, а с запада, севера и юга омывали река Псекупс и речка Бакинка. Берега этих рек имели здесь не менее шести саженей отвесной высоты над обычным уровнем летних вод. Станичники в основном занимались земледелием и вывозом леса, имелись и табачные плантации. Климат в станице был влажным, и жители ее нередко страдали от разлива рек, приводивших к частым наводнениям .
С окончанием событий, именуемых в официальных российских документах второй половины XIX в. Кавказской войной, связанно строительство церкви в станице Ключевой, где располагалась штаб-квартира Псекупского полка, и находились лечебные минеральные воды называемые Псекупскими. Освящение церкви состоялось 14.11 1867 г. Она была выстроена из местных материалов, а так же из соснового леса привезенного с Дона. Фундамент и цоколь с крыльцом построены из местного песчаника. Сама же церковь была деревянная, срубленная из дуба вывезенного из знаменитых амугальских лесов ст. Бакинской. Сосновый лес был употреблен на внутреннюю отделку храма. Проектированием церкви занимался итальянский мастер Иосиф Травалио, внутри храм был расписан русским художником С.И. Ильченко, приглашенным для этой цели из Екатеринодара.
http://dissers.ru/1/11642-4-seregina-ol ... zhizni.php
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1