ДВ » Сб окт 09, 2010 15:56 pm
Древние ремёсла.
Найденный возле станицы Саратовской дольмен* сохранял скелет, покрытый красной охрой, при нём медный топор, тесло, браслет и небольшой глиняный сосуд. Предметы не могут указать изготовителя, но характеризуют производственные навыки времени. Все виды древних ремёсел, кроме изготовления красок и металлических изделий, связаны в основном с животноводством. Члены семейств разбивали, сортировали, расчёсывали шерсть; ткали сукно, ковровые и шерстяные ткани; шили бурки, в утомительном походе служащие палаткой и одеялом, черкески, башлыки. Женщины вышивали золотом и серебром, украшая сёдла, колчаны, луки и стрелы, свои башмаки и полотна. Из конопли делали верёвки, канаты, полотно: Пеньку предварительно вымачивали в реке до отделения волокон от стебля, зиму сушили, весной стлали тресту, мяли, трепали, вытягивали на пряхе, наматывали на скалку, получая клубки для ткания. Полотно отбеливали в сернистых источниках до чисто белого цвета. Обработка камня, металла и дерева требовала специальных навыков, поэтому умение начали передавать по кровнородственному наследству.
Прародители Псекупских адыгов* - касоги.
Рядом с обширной территорией Алании, берег Чёрного моря с IV века плотной полосой заселен касогами и зихами, переживающими натиск гуннов, в VII в. хазар и мигрируют на северовосток, в районы рек Псекупса, Пчас, Шкелюк, выискивая обширные сочные пастбища. Касогия, с андийским народом, называющим себя: анты*, анды, ады*, адыхи образуется в VIII-Х в.в., займёт территорию западной Зихии и восточной Готии. В нартских сказаниях упоминалось о священной колодезной воде антского народа, именуемой «инал-и-псын», отметил исследователь Люлье. «Анты не управлялись одним человеком, жили в народоправстве, характеризовались высоким ростом, огромной силой. В бой ходили в шлёмах, с щитами и копьями», писал Прокопий Кесарийский. Свои жилища касоги располагают от 300-400 метров до километра друг от друга, в виде полуземлянки до 20 м2, с углублённым до метра в землю, полом обмазанным глиной и выстланным листьями благотворных растений или циновками. Стены конструируют из рубленых веток, связанных между собой и обмазанных раствором из глины, песка, золы и навоза. Крышу кроют соломой и хворостом. Входят в жилище с помощью земляных ступенек. Против входа в землянку сооружают кострище прямо на полу, окаймляя его камнями. Когда огонь притухает, засыпают золой для облегчённого розжига следующим днем. Места селений именуют по названиям растений, птиц, животных местности. Мужчины носили тунико-образные рубахи, узкие штаны, бешмет, овчинную шубу. Кольчужная рубаха, одеваемая поверх одежды, на время похода не снималась даже ночью. Женщины одевали платье-рубаху, шаровары, обувь, как у мужчин, из простеганного овчинного войлока, платки, шали, серебряные украшения. Постепенно платья дополнялись пуговицами, вышивками, бисером, бусами, кроились из привозной парчи. В жаркое время носили платья-драпировки из цельного куска, напоминающие греческое платье-хитон. Знать со временем начала предпочитать одежды из шелка, украшенные золотыми изделиями, которые в разнообразнобольшом количестве завозились по морскому торговому пути из Азии. Одежда крестьянина изготавливалась из козьих и овечьих шкур или кожи и доморощенной шерсти. Изучая греческие сведения о предках адыгов Ш. Ногмов подчеркнул трудолюбие: Без особых орудий они корчевали лес, обдирали кору, оставляя стволы, пока те сами падали, потом поджигали. Защищая огороды от активного солнца и суховея, старались сажать вблизи воды, меж пролеска. Возле жилищ, обнесённых камышовыми снопами, стояли лодки-долбушки, а в ветвях деревьев устанавливались дуплы пчёл. Отношение к пчелам было святым. Среди Закубанских племен существовал странный обряд погребения: умершего иногда хоронили не в землю, а в специально выточенную лодку-дупло, с подвешиванием на дереве. Считалось, если в ней зароятся пчелы, умерший попадал в рай, если нет, тогда резали дикого кабана и «подавали» кусками мяса. Северовосточная часть Касогии не без помощи чужеземного влияния меняла свои границы и вскоре назвалась Абадзехией. К северозападу от неё расположится Бжедухия с множеством княжеских дворов. Отвоёвывая право на землю мечём, более сильные князья Хатюшук у фатеев или Лавристан Хамышейский у зихов, становились феодалами, а хлебопашцы делились с ними частью собранного урожая. Когда с родовыми в аулах и кутах селились другие переселенцы, не связанные кровными узами, соседская община пришла на смену родовой. В селениях появляются жилища из камня и брёвен, перекрытых мхом и соломой. Топка печи каменки из необработанных камней, внизу крупных спорников, кверху мельче конопляников, заканчивалась сводом из небольших булыжников или одной плитой. Касоги поклонялись, как прародители, природным стихиям и старались дружить с духами, населявшими окружающую природу. Не менее, чем Перуна, они, как и русы почитали скотьего бога - Велеса. Представляли его в виде змея и считали хозяином подземного царства, рек и плодородия. Чем больше богател Велес, тем больше завидовал небесным стадам Перуна. Однажды Велес-змей согнал стада Перуна с небес в пещеры. Не стало туч, прекратились дожди, стала иссыхать земля. Опечалились люди, лишь Велес остался доволен награбленным богатством. Разгневался тут Перун, загрохотал по небу. Подъехав к пещере на колеснице, закричал: "Выходи из берлоги!" Бросился прочь Велес. Были освобождены стада-тучи. Два дня шел дождь. С тех пор люди почитали Перуна - хозяина неба и гор, а со временем, покровителя воинов... Вторжения варваров заставят касогов искать покровительство и защиту в Тмутараканском царстве и найдут в 965 году у киевского князя Святослава, нанёсшего смертельный удар по хазарскому каганату и положившего начало экономическому и культурному развитию Причерноморья. Князь Редедя был хозяином зихокасожского княжества. Он вершил суды, имел власть над огромным количеством рабов и пользовался совершенной свободой, как гласил неписанный закон. Правящий Тмутараканским княжеством до 1036 года Мстислав* - внук Святослава, в 1022 г. отправляется в поход по зависимым от Тмутараканского княжества землям и встречается с касожским вождём Редедя для урегулирования вопросов о дани в единоборстве. Этому моменту посвящены адыгские песни и сказки об отважном Редеде… Среди адов жили сказания о стене, построенной всемогущим Искандером*, соединившей два моря и разъединившей два мира. Какие миры она разделяла, рождали споры, вызывая интерес у путешественника А. Дюма. Уникальной могла быть стена любого укрепления между морями. Другая легенда рассказывает о бронзовой статуе Адама установленная Искандером Зулькарнейном* в огромной пещере, откуда вытекает Псекупс, оканчивается словами: «Кто возьмёт сокровище, будет убит палицей бронзового человека». Когда я познакомилась с результатом раскопок крепости Псыфабэ, была изумлена единению событий, описанных в легендах: Александр Македонский в свою славу заложил статую Адама - в начале реки Псекупс, а символичная стена могла быть заложена вассалами в его среднем течении. Долина Псекупса на своём пути располагает несколькими крепостями, но в единственной цитадели Псыфабэ выстроена подобная стена. Вход в холодное ущелье через десятки метров открывал вход в более узкое ущелье Дарьяла, заводил на гору и в крепость. Взять её желали многие, поэтому ограждение, толщиной 3,5 метра, длиною 40 метров, состоящее из двух параллельных каменных стенок шириной 50 и 30 см., сложенное из крупных квадратов песчаника на глине, служило защитой от внешнего мира. Внутренне пространство ограждения забутовано мягким колотым камнем. Укрепление имело 67-метровую длину. После строительства стены, площадь цитадели уменьшилась на 1/3 часть. В южной части располагалась прямоугольная башня с центральным входом. Северная часть заканчивалась башней-многоугольником. На террасе скалы с севера стояла наблюдательная вышка. В множественных пещерных углублениях, расположенных под башней находили укрытие воины. В крепости Псыфабэ через несколько веков, к 1848 году обустроится один из муртазигских округов Мухаммеда Амина во главе с муфтием - судьёй и тремя советчиками – кадиями. На территории крепости разместились: судилище, конюшня, жилое помещение и склад с продуктами, а пещерные углубления использовались для ослушников. Недалеко от горы располагались землянки, в которых, предположительно, во время закладки стены, проживали зихи или фатеи. Развитие этих племен не сломило нашествие иноземцев, об этом говорят исследования низовьев р.р. Псекупса, Марты, Пчаса. Долину Псекупса после А. Македонского абазины продолжали называть священной Миср, что означает древнее название Египта, а значит, отношение полководца к долине было особенным. Князь Инал (1378-1458 г.г.), родоначальник «аристократических» племен бжедухов, хатукаев, темиргоев, бесленеев, генетически был связан с великим Египтом, а одни из его потомков с долинами Псекупса, Пшиша, Белой. В отличии от аристократических, в племенах шапсугов, натухайцев, абадзехов больше тльфокотль*. Слово «богатый» тогда означало «имеющий бога» и это значение вполне применимо к народам, живших своим трудом и развивающихся более интенсивно. С ХI века по степному Закубанью кочуют половцы, оставляя каменные изваяния, по которым можно определить территории распространения этого народа: Прикубанье, верхнее течение Кубани, нижний Псекупс. Крепость Псыфабэ - полусохранившийся памятник язычества, подобный «половецким бабам», но более древний. «Искандерова стена» по дошедшей до А. Дюма легенде делила людей на два мира, и, действительно, во время путешествия писателя, проповедовались различные религии. Хотя, изначально, никаких два мира не существовало, а горцы, населявшие Псекупскую долину, жили в единоверии. Земли касогов, по решению Вселенского собора, с 672 года были прикреплены к Мцхетской епархии Грузии. С высоты укрепления Псыфабэ хорошо просматривалась дорога с торговыми караванами и воинскими караулами, занимающимися взиманием транзитной пошлины с товарооборота. Легенда о воине, в одиночку вставшего на защиту крепости у входа в ущелье могла иметь место. Например, во время праздника урожая, жители уходили из селения совершать обряд, об этом знали все. Вход в крепость располагался в нескольких ста метров от парома-переправы через реку Псекупс к большой дороге. На другой берег тогда ещё полноводной реки могли переправиться и воины караула, и недруги... Исследования в отношении крепости требуют тщательного расследования и ожидают новых открытий. Из святых мест абадзехам была известна пещера*, расположенная на северном склоне Главного Кавказского хребта в 33 верстах от Псыфабэ через Гуннское ущелье. Подножье горы с пещерой было покрыто пихтовым лесом. Вход в нее невелик, там веет сырым, холодным воздухом. Внутренняя дорога, длиною в 3 версты, со струящимся ручьем, представляет невысокий коридор и ведет в огромную залу со сталактитами и сталагмитами желтых оттенков, переходящих от темных к светлым тонам. Некоторые из посетителей пещеры, благодаря высокой внутренней ионизации воздуха, исцелялись. Сюда приходили совершать обряды язычники. Меж тем, ислам надежно селился в Псекупской долине, правителями которой выступал княжеский род Хаджимуковых. В селениях касогов появилось новое слово «тха» - бог и «шоген» - священник. Убранство касожской сакли* подчёркивает самобытность и требует переосмысления мира, взаимоотношений между мужчиной-воином и женщиной, поддерживающей очаг... В другой легенде рассказывается об истории любви двух сердец и жизни племен: "В одном племени у одного князя была дочь, у другого князя - сын. Юноша и девушка полюбили друг друга, но их племена враждовали. Однажды парня, пришедшего на свидание, схватила стража. Девушка упросила отца помиловать любимого и даже убедила всех к примирению. Оба племени объединились".
Саратовской дольмен*- "эспун", носитель культур, памятник оседлых племен II- III тыс. до н.э. Тайна эспуна - загадка веков, подобная загадке цивилизации атлантов. Он складывался из пяти каменистых плит, которые составляли стены и крышу, иногда дольмен высекался из цельной глыбы.
Адыге* - народ Закубанья (абадзехи, бжедухи, натухайцы, убыхи, шапсуги). После нашествия татаромонгол в XIII веке их плотность резко увеличилась в горных ущельях.
Ады, анды, анты, адами* - андийская группа народов, одни из прародителей этнического населения – адыгов. Судя по языку, родственному языкам древней Анатолии, пришли с юга и занимали небольшие городища Алании. Летописец, монах Нестор, византийская и античная литература, готская летопись дополняют друг друга и рассказывают об антах, как "окраинных" жителях, проживавших отдельными родами по берегу Черного моря. Места поселений определялись праславянскими названиями деревьев, животных и птиц, обитавших в этих зонах. В начале VII в. анты объединились против авар с Византийской империей, но были перебиты аварами, их земли разорены.
Мстислав*- тмутараканский князь, одержавший победу в 1022 году над касожским князем Редедя, после чего земли касогов перешли в подданство Мстислава и были обложены данью, а плененные косожские воины воевали на стороне потомка киевского князя.
Искандер*- Зулькарнейн - Александр Македонский, совершивший поход по Причерноморью из древней Греции. Македонский язык – один из индоевропейской семьи языков, родственный с южнославянской группой языков.
Тльфокотль*- (адыг.) в отличии от пшитль - крепостного и укаута - раба, среднее сословие свободных общинников. Поддерживая мир с царской Россией, часть тльфокотль преобразовалась со временем в уорков - дворян, ростовщиков и торговцев.
Пещера*– знакомая абадзехам с древних времен, была закрыта в 1892 году священниками для христиан, дабы искоренить язычество.
Касожская сакля* - дом касога, имеющий обязательные мужскую и женскую половину. Кухня касога небогата, но разнообразна: пастэ - кукурузная каша, хьатхупс - похлебка, ащрай - молочный суп, мэджаджь - пирог с тыквой, щипс - соус.